Для чего нужен байпас в системе отопления частного дома с насосом
Перейти к содержимому

Для чего нужен байпас в системе отопления частного дома с насосом

  • автор:

Байпас для циркуляционного насоса в системе отопления

Система отопления с принудительной циркуляцией — сложная конструкция, функционирование которой зависит от каждой из её составляющих. Одним из узлов, обеспечивающих тепло в доме, является циркуляционный насос (нагнетатель). При монтаже в обязательном порядке устанавливается так называемый байпас для циркуляционного насоса, наличие которого в системе обусловлено одновременно несколькими причинами.

Зачем нужен байпас

В сущности, байпас — простая перемычка, которая предоставляет теплоносителю возможность свободно течь в обход какого-либо оборудования. Если говорить конкретно о циркуляционном насосе, то такое устройство позволяет:

  • исключить аппарат из теплонесущего контура;
  • предотвратить холостой ход двигателя;
  • производить тонкую настройку отопления;
  • ремонтировать оборудование или проводить сервисное обслуживание без необходимости отключения отопления.

байпас для циркуляционного насоса

Основные достоинства системы с циркуляционным нагнетателем — это повышенная скорость течения воды и, до некоторой степени, игнорирование сопротивляемости рабочего контура. Но в то же время, такая схема не может работать без электричества.

Более того, при вынужденном переходе на естественную циркуляцию, насос будет создавать дополнительное сопротивление току воды. Такое может произойти, если ему понадобится срочный ремонт. Чтобы это сопротивление убрать, и нужен байпас.

Также байпас необходим в ситуациях, когда надо произвести спуск или наполнение системы теплоносителем. В этом случае нагнетатель будет препятствием на пути воды, и может создать воздушную пробку. Байпас же обеспечит свободный ток жидкости, избавляя от проблемы.

Наконец, при настройке производительности он берёт на себя часть нагрузки, таким образом защищая насос. Настраивать систему приходится не часто, но дополнительная страховка не помешает никогда.

Сборка байпаса

Байпас представляет собой участок основного трубопровода между котлом отопления и рабочим контуром. На этом участке прямого тока устанавливается шаровый клапан, который при включении нагнетателя перекрывает движение теплоносителя. Менее практичное решение — запорный кран, нормальное положение которого при работающей системе — закрытое.

Насос же устанавливается параллельно, посредством двух отводов, врезанный в основную трубу и направленных навстречу друг другу. Для крепления следует использовать быстроразъёмные фитинги типа «американка», что позволит в случае необходимости быстро демонтировать его. По ходу движения жидкости перед нагнетателем устанавливается фильтр грубой очистки, а с обеих сторон эта конструкция ограничивается отсекающими кранами. Диаметр патрубков должен соответствовать входному и выходному отверстиям насоса.

установка байпаса с насосом

Часто лучшее решение — купить готовый байпас в сборе. Производимые для насосов различного диаметра, они уже оснащены всей необходимой запорной арматурой и фильтром. Всё, что необходимо сделать —вмонтировать его в нужный участок системы отопления и установить насос. Ключевым параметром выступает при этом расстояние между фитингами. Для самого распространенного типа циркуляционных насосов оно составляет 110 мм.

Монтаж байпаса

В первую очередь надо определиться с правильным местом для установки циркуляционного нагнетателя. Место должно быть выбрано так, чтобы имелся простор для удобного ремонта и демонтажа элементов узла. Также необходимо продумать расположение всех вентилей и кранов — к ним должен быть свободный доступ.

При двухтрубной системе отопления циркуляционный насос врезается в обратный контур теплоносителя — это снижает вероятность перегрева.

Алгоритм сборки байпаса различается в зависимости от материала, из которого изготовлены трубы:

  • Если трубы пластиковые, то узел насоса собирается сразу, после чего подключается к трубопроводу посредством впаянных тройников.
  • Если трубы металлические, следует вначале приварить отводные патрубки для блока насоса, а затем устанавливать вентиль байпаса.

насос в системе отопления

Ни в коем случае нельзя допускать перегрева запорной арматуры из-за сварки — это негативно отразится на её качествах. К примеру, тефлоновая вставка шарового крана может деформироваться. Поэтому место сварного соединения должно быть удалено от кранов и клапанов как минимум на 20 сантиметров.

Насос следует располагать таким образом, чтобы рабочий вал принял строго горизонтальное положение. Это снизит гравитационную нагрузку на вал и увеличит срок службы насоса.

Что такое байпас в системе отопления индивидуального дома, области его применения.

При планировке отопительных систем используют различные методы разводки, одним из элементов которых является байпас. Что такое байпас в системе отопления, знает каждый специалист по разработке и устройству бытовых отопительных систем, информация может быть полезна и хозяину коттеджа или дачи, если он своими руками занимается обустройством обогрева своего жилья.

Хотя байпас простейшая деталь, без его нельзя обойтись в многоквартирных высотных зданиях с экономичной однотрубной разводкой, также применение элемента широко практикуют в бытовых отопительных сетях. При обустройстве отопления правильное размещение байпаса в нужных местах позволяет добиться высокой эффективности прогрева помещения, сэкономить финансовые средства, избежать негативных последствий аварийных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации оборудования.

Однотрубная и двухтрубная системы отопления

Рис. 1 Однотрубная и двухтрубная подводка

Что такое байпас в системе отопления

Байпас – русскоязычное произношение английского слова “bypass”, в переводе означает обходить, миновать, обходной путь, объезд. Похожую роль устройство играет и в трубопроводной системе – создает обходной путь для рабочего тела, становясь своеобразной перемычкой байпасом между точками входа и выхода включенных приборов теплообмена.

Конструктивно деталь представляет собой короткий отрезок трубы, выполненный из аналогичного трубам материала, установленный на небольшом расстоянии от входных и выходных штуцеров подключенного теплообменника. Трубный участок может быть приварен в случае применения металлических труб, закреплен на резьбовые фитинги при использовании металлопласта, впаян в магистраль из полипропилена.

Схемы подключения радиаторов

Рис. 2 Схемы подключения радиаторов

Зачем нужен байпас в отопительной системе

Чтобы понять, для чего нужен байпас, и оценить важность установки данного элемента, следует рассмотреть основные типы разводки бытовых систем отопления.

При монтаже бытовых теплосетей различают последовательное (однотрубное) и параллельное (двухтрубное, коллекторное) подведение рабочего тела к теплообменным агрегатам, в первом случае теплоноситель проходит последовательно через все приборы, постепенно охлаждаясь в конце. При последовательной схеме подача теплоносителя в теплообменники осуществляется с самой верхней точки или снизу, при этом он циркулирует по замкнутому кольцу, возвращаясь к котлу по трубам обратной ветви.

Однотрубная система требует меньше материалов при размещении и широко используется в многоквартирном жилье, при установке избежать главного недостатка – слабого нагревания наиболее удаленного радиатора в сети, помогает врезка перемычки-байпаса. Предназначение байпаса – создание дополнительного пути в обход всех радиаторов, обеспечивающего подвод теплоносителя одинаковой температуры к каждому из них, это способствует более равномерному прогреву.

Что такое байпас в системе отопления

Рис. 3 Конструктивное устройство байпаса из металла и его подключение

Вторая важная функция установленного патрубка-байпаса – обеспечение бесперебойной доставки теплоносителя ко всем радиаторам при поломке или отключении одного из них в последовательной цепи. Из схемы на рис.1 понятно, что при отсутствии байпаса между трубами при выходе из строя одного из радиаторов (утечка, засор) доставка теплоносителя в последующие цепи прекращается, в результате чего жильцы остаются без тепла, а всей системе угрожает промерзание.

Третье предназначение байпаса – поддержание постоянной циркуляции теплоносителя при поломке компрессионного насоса системы отопления. В случае применения байпаса система работает естественным образом, обеспечивая циркуляцию в обход насосной ветки – это гарантирует бесперебойный обогрев помещений в жилище. Следует отметить, что для обеспечения режима естественной циркуляции, когда насос отключен, необходимо соответствующее конструктивное исполнение (большой диаметр труб, уклоны), при несоблюдении этих условий круговое движение жидкости за счет теплового расширения не должно работать.

Немаловажное преимущество байпаса – возможность отключения любого радиатора для его ремонта, профилактического ухода или замены. Достигается это за счет расположения двух шаровых кранов на радиаторных входных и выходных штуцерах, после их запирания радиатор можно легко снять для ремонта, технического обслуживания, наращивания дополнительных секций. Подобные функции байпас выполняет при параллельной установке в цепи компрессионного электронасоса – при помощи двух шаровых кранов электронасос легко отключается от теплопроводной сети для ремонта, обслуживания, замены оборудования без слива воды и прекращения отопления помещений.

Байпас в цепи радиатора отопления

Рис.4 Байпас в системе отопления и принцип работы в цепи радиатора отопления

Какие бывают виды байпасов

Хотя байпас является довольно простым элементом, диапазон его функций может быть существенно расширен за счет использования встроенной в него различного вида сантехнической арматуры. Конструктивное исполнение байпаса зависит от линии, в которой его используют, типа жилых или производственных зданий с установленным однотрубным обогревом.

Нерегулируемый обводной патрубок

Наиболее простая конструкция байпаса – обводная нерегулируемая труба, соединяющая трубопроводы между входной и выходной линией. Такой элемент обычно устанавливается в многоквартирных домах, где отсутствие запорного устройства предотвращает случайное перекрытие или частичное запирание байпаса и соответственно нарушение работы всей системы, ее разбалансировку.

Нерегулируемый узел находит широкое применение в распространенной “ленинградке” – однотрубной линии с прямой байпасной трубой большого диаметра и цепочкой параллельно подключенных к ней батарей отопления.

Однотрубная система отопления Ленинградка

Рис. 5 «Ленинградка» – популярная схема обвязки для однотрубной конструкции

Управляемый вручную байпас

Так как через байпас, установленный параллельно подключенным приборам теплообмена, проходит часть теплоносителя, минуя приборы отопления, для увеличения подачи носителя в радиатор его сечение делают меньше других труб, увеличивая гидравлическое сопротивление. Обычно диаметр байпаса в однотрубной системе отопления меньше подходящих от центрального стояка к радиатору труб на четверть дюйма, которые в свою очередь имеют внешний размер меньше стояковых труб на такую же величину.

Понятно, что данная система является нерегулируемой и не позволяет эффективно использовать систему – радиатор при большом количестве секций не всегда полностью прогревается из-за ухода теплоносителя по байпасной трубе.

К тому же при монтаже теплопроводной линии в частном доме нет смысла использовать трубы разных диаметров с шагом в 1/4 дюйма – получить малое сечение байпасной перемычки относительно центрального трубопровода за счет использования различных отрезков технически трудно выполнимая задача.

Байпас в системе отопления радиаторами

Рис. 6 Байпас в системе отопления радиаторами

Поэтому в системе практичнее установить в байпасный переходник регулирующий вентиль – это позволит вручную изменять объем подачи за счет уменьшения сечения перемычки и соответственно регулировать температуру нагрева теплообменников. Если в индивидуальном жилье устанавливают “ленинградку” с горизонтально расположенной прямой магистралью, то регулировку количества проходящего через радиаторы теплоносителя осуществляют терморегуляторами или шаровыми кранами, установленными на входе и выходе радиаторов.

Следует отметить, что вставка шарового крана в байпасную линию многоквартирного жилого дома неприемлема и является грубым нарушением, приводящим к разбалансировке и сбою работы всей системы отопления по однотрубному вертикальному стояку.

Как установить автоматический байпас

Автоматический байпас с клапаном обычно устанавливают параллельно компрессионному электронасосу, в качестве запирающей проходной канал арматуры берут обратный клапан. Система функционирует таким образом, что при работающем электронасосе тепловой носитель проходит по ветви подключения насоса, который втягивает в себя в жидкость из главной магистрали и байпасной ветки.

При этом обратный клапан, сделанный в виде шара или запорной шторки, всасывается потоком и перекрывает обводной канал. При отключении электронасоса его лопасти останавливаются и частично перекрывают канал, запирающий элемент обратного клапана не втягивается электронасосом и под напором открывает канал. В результате тепловой носитель следует по пути, где меньше гидравлическое сопротивление, то есть по патрубку-байпасу.

Шаровой байпасный клапан в системе отопления

Рис. 7 Шаровой байпасный клапан в системе отопления – принцип действия и внешний вид

Устанавливается байпас с клапаном на двухсторонние тройники, два штуцера которых подключены в линию, а к третьему отводу присоединен циркуляционный электронасос с двумя запирающими кранами и фильтром.

Существует и другая разновидность автоматического обходного байпаса – инжекторная, в которой узел с насосом вваривается в изогнутый трубопровод главной магистрали. При работающем насосе основной объем теплоносителя проходит через него, а если электронасос отключен, носитель беспрепятственно поступает в магистраль по перепускному байпасному каналу.

Подобная конструкция встречается в быту значительно реже из-за сложности монтажа при использовании полипропиленовых или пластиковых труб, необходимости пайки и сварных работ при применении медных или стальных труб.

Байпас в обвязке радиатора отопления

При установке перемыкающего узла соблюдают следующие основные правила:

  • Перемычку располагают как можно ближе входным радиаторным штуцерам – это способствует более эффективному нагреву теплообменников в результате прохождения через них больших объемов теплоносителя.
  • На входе и выходе батарей необходимо разместить запорные шаровые краны, позволяющие отключить их от сети для профилактических и ремонтных работ без слива теплоносителя и прекращения обогрева.
  • При использовании для обогревания индивидуальных жилых домов трубопроводов из современных материалов – металлопластика или полипропилена, лучше установить в обводной байпас регулирующий вентиль. С его помощью можно уменьшить поток, проходящий через перемычку, а также отрегулировать температуру нагрева всех радиаторов в магистрали за счет изменения сечения ее проходного канала.

Примеры установки регулирующего вентиля между байпасом

Рис. 8 Примеры установки регулирующего вентиля между байпасом

Для чего требуется байпас на радиаторе

Как отмечалось ранее, использование байпаса с радиаторами отопления эффективно только в однотрубных схемах, деталь позволяет добиться более равномерного нагрева всех теплообменных агрегатов. Также присутствие байпаса позволяет подавать воду на последующие теплообменные приборы при выходе из строя или отключении одного из них.

С помощью установленного в перемычку крана можно отрегулировать вручную систему таким образом, чтобы все радиаторы равномерно нагревались. Для этого сечение перемыкающего байпаса к ближайшим к котлу теплообменникам увеличивают, а у самых отдаленных радиаторов уменьшают, управляя таким образом проходящим через батареи потоком.

Обвязка радиатора

Рис. 9 Обвязка радиатора полипропиленовой и металлопластиковой трубой

Самостоятельный монтаж байпаса в радиаторной обвязке

Перед тем, как установить байпас, можно рассмотреть заводские образцы – промышленностью выпускаются готовые изделия для радиаторных теплообменников, в которых расстояние между соединительными входными штуцерами соответствует стандартному осевому размеру от верхней и нижней точек подключения радиаторов.

Задача, как сделать байпас на систему отопления, имеет разные решения в зависимости от материала используемых труб. Обычно самостоятельный монтаж данного элемента не вызывает особых трудностей у любого хозяина (за исключением полипропиленовых труб), имеющего минимальные сантехнические навыки и необходимый инструмент (нужно один или два разводных ключа).

На рис.8 показана установка байпаса в водопроводную линию из полипропилена, который подключен к стояку 1 через переходные муфты 2. Байпас 6 подключается через тройник 4, соединенный с магистралью участками труб 3 и 5. К терморегулятору 10, соединенному с радиатором 8 посредством американки 9, трубный отрезок из полипропилена подключается при помощи фитингового переходника с металла на полипропилен 7, аналогичным образом происходит соединение линии с перекрывающим вентилем 11.

В данной схеме все трубы имеют одинаковый наружный размер, поэтому работа такой конструкции неэффективна (внутреннее канальное сечение патрубка-байпаса в однотрубной подводке должно быть меньше), для ее нормальной работы необходима врезка регулирующего вентиля в участок 6, уменьшающая проходное канальное отверстие.

Аналогичным образом монтируют перемычку-байпас на батарее при использовании металлопластика, наиболее быстро конструкцию можно собрать, используя компрессионные фитинги (рис.8).

Следует отметить, что в схеме на рис. 8 трубные отрезки 5 не обязательны, тройник можно присоединить непосредственно к шаровому крану и терморегулятору, удлинив участок 3.

Если в обогреве для подводки воды используют металлические трубы, перемычку-байпас можно разместить непосредственно вблизи кранов на входных и выходных батарейных штуцерах, подключив к ним два тройника. Диаметр перемычки-байпаса несложно сделать меньше главной магистрали перемыкающей трубой малого сечения, запорный вентиль при этом ставить в перемычку не обязательно.

Байбас в цепи циркуляционного насоса

Рис. 10 Параллельная байбасная ветвь в цепи циркуляционного насоса

Байпас в узле циркуляционного насоса

В современном отоплении циркуляционные электронасосы постепенно вытесняют разводки с естественной циркуляцией благодаря своим преимуществам: быстрому перемещению потока жидкости и регулировке скорости его движения, позволяющей обеспечить ускоренный обогрев холодного помещения. Немаловажным достоинством является возможность программирования режимов функционирования, безопасность замкнутого контура при использовании ядовитого незамерзающего антифриза – этиленгликоля.

Единственным недостатком является зависимость от циркуляционного насоса – если отсутствует подача электроэнергии или произошла его поломка, подача тепла становится невозможной. Применение простой перемычки между участками прямой и обратной ветви с установленным электронасосом позволяет избавиться от этой проблемы, создавая обходной путь рабочему телу. При подключении элемент лучше установить горизонтально, хотя на практике можно встретить и вертикальное расположение байпаса.

Иногда в патрубок-байпас врезают запорный вентиль, при этом другие два крана монтируются на входе и выходе узла с циркулярным насосом – это позволяет легко демонтировать насосное оборудование без слива воды для ремонта, профилактических работ, замены.

Где еще применяется байпас в отоплении

Ответ на вопрос, для чего байпас в системе отопления, не может быть полным без рассмотрения других вариантов его размещения. Многие сталкиваются с подобным устройством ежедневно, пользуясь полотенцесушителем, включенным параллельно центральному стояку. Другие сферы использования патрубка-байпаса мы рассмотрим ниже.

Байпас с полотенцесушителем

Рис. 11 Полотенцесушитель – варианты подключения

Байпас в контуре водяного теплого пола

При наличии большого количества теплых водяных полов в частном доме их подключение осуществляют по коллекторной схеме – это обеспечивает одинаковый напор и температуру воды в каждом контуре.

В отличие от внутридомовой системы отопления, нагрев теплоносителя теплого пола не должна превышать 45 градусов – это связано с удобством пользования полами (слишком горячая поверхность напольного покрытия непрактична и вредна для здоровья) и предельными температурными характеристиками теплоносящих труб.

Дело в том, что полиэтилен повышенной термостойкости PE-RT, являющийся отличным вариантом при использовании в качестве трубопровода для теплого пола, обладает предельным температурным порогом в +70 С., поэтому на него не должна подаваться жидкость с более высокими температурными значениями.

Многоконтурная коллекторная схема обогрева коттеджа

Рис. 12 Многоконтурная коллекторная схема обогрева коттеджа

Статья по теме:

Подключение теплого пола к системе отопления – варианты, схемы, узлы системы. Читая, что такое байпас в системе отопления, возможно, захотите подробнее узнать про варианты подключения труб теплого пола к системе отопления, то можете почитать об это м в отдельной статье на нашем сайте.

Байпас, связывающий линию подачи, расположенную внизу коллекторной группы (определяется по наличию расходомеров) и верхнюю обратную линию (на ее коллекторе расположены регулировочные клапаны со съемными колпаками для прикручивания сервоприводов) подает остывшую воду из обратки на прямой коллекторный вход. Таким образом, через смесительный узел в виде тройника достигается снижение общей температуры входящей жидкости за счет подмешивания к ней холодного водного потока.

В продаже имеются готовые коллекторные смесительные узлы, в которые установлены циркуляционный электронасос, балансировочные клапаны на каждую ветвь, водомеры, терморегулятор, воздухоотводы, некоторые модели оснащены приборами контроля давления. Многие модификации не имеют встроенного байпаса, который обычно не устанавливают в двухтрубные системы и считают в них лишней деталью. Но некоторые модели имеют данный элемент, еще одна роль которого – компенсация избыточного давления в трубопроводе теплых полов, при повышении которого часть потока поступает в обратную линию, если ее коллектор расположен ниже прямого. Одновременно элемент снижает последствия гидравлических ударов, возникающих при включении и отключении циркулярного электронасоса в линии теплых полов.

Коллекторный узел с перемыкающей трубкой

Рис. 13 Коллекторный узел с перемыкающей трубкой

Байпас в системе обвязки котла отопления на твердом топливе

Основное отличие твердотопливного котла от газового – высокая температура горения отопительных материалов (древесный и каменный уголь, дрова, торфяные брикеты, пеллеты) и невозможность ее регулировки.

Если разогревать твердотопливные котлы отопления, они в течение короткого времени достигают очень высоких температур, и взаимодействие горячего воздуха с холодным теплоносителем приводит к слишком большому температурному перепаду. Данный фактор негативно сказывается на прочностных характеристиках разделяющих источники материалов, приводя их ускоренному износу – чугун не любит такие перепады температур и может треснуть, а сталь подвергается повышенной коррозии. К тому же быстрый высокотемпературный нагрев способствует образованию на поверхности дымохода конденсата, на который оседает поступающая с дымом сажа.

Единственный технически приемлемый и грамотный выход из положения – снизить период времени взаимодействия горячего воздуха в котле с холодным теплоносителем. Для решения этой задачи создают малый отопительный контур твердотопливного котла, в котором циркулирует небольшое количество жидкости. Перемещаясь по замкнутому кругу через байпасную перемычку, вода быстро прогревается, после чего постепенно поступает в основную систему через приоткрывающийся термостатический клапан, настроенный на определенную температуру. Горячая вода смешивается с основным теплоносителем и постепенно его нагревает, обеспечивая плавный запуск всей системы без резких температурных перепадов. Данная методика существенно продлевает срок службы всего оборудования, снижает периодичность профилактических работ по очистке дымоходных каналов, увеличивает КПД системы.

Байпас в системе обвязки твердотопливного котла

Рис. 14 Байпас в системе обвязки твердотопливного котла

Ответы специалиста на вопросы

Наиболее часто у людей, недостаточно хорошо разбирающихся в индивидуальном отоплении, возникает вопрос – нужен ли байпас в двухтрубной системе отопления рядом с радиаторами? Если рассмотреть однотрубную систему отопления, в нее устанавливают как правило перемычку для обеспечения работоспособности всей линии при отключении или неисправности одного из теплообменных элементов в цепи, их равномерного прогрева, и необходимость байпаса не вызывает сомнений. В двухтрубной разводке такие проблемы не возникают по определению, подключение каждого контура производится независимо от других, и на все поступает теплоноситель одинаковой температуры.

Простейшая перемычка из отрезка трубы в отопительной линии выполняет множество функций в однотрубной схеме разводки – поддерживает постоянство температур на всех теплообменниках и бесперебойное функционирование всей системы, обеспечивает высокую ремонтопригодность нагревательных элементов. Также патрубок-байпас можно встретить в системах теплых полов и обвязке твердотопливных котлов отопления, где он повышает эффективность и надежность работы оборудования.

Нужен ли в системе отопления байпас

Во время использования в комбинировании с твердотопливным оборудованием для отопления циркулярный насос позволяет создать небольшой циркуляционный контур. Для этого обводная труба ставится на подачу, где есть разогретый до предела тепловой носитель, и подсоединяется к трехходовому клапану, размещенному на другой стороне конструкции.

Благодаря клапану выполняется перемешивание горячей воды из циркуляционного насоса и холодной, идущей из обратного контура. В результате к котлу для будущего цикла нагрева возвращается тепловой носитель, температура которого превосходит 50 градусов.

Нужен ли в системе отопления байпас

Необходимость возврата тёплой жидкости в котел обусловлено тем, что в другом случае на железных стенках топочной камеры будет возникать конденсат, который подтолкнет появление коррозии и будет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему циркулярным насосом, то таких проблем можно очень легко избежать.

Подключение насоса через байпас

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

Нужен ли в системе отопления байпас

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Автоматизированные циркулярные насосы

Циркулярные насосы с автоматической регулировкой в большинстве случаев устанавливаются в обвязке насоса, поставленного в системе с гравитационной циркуляцией носителя тепла. Такие же системы отопления как правило будут работать и своими силами, однако благодаря насосу возрастает скорость перемещения жидкости по контуру, что дает возможность уменьшить потери тепла и увеличить результативность теплоснабжения.

Наличие автоматизированного циркуляционного насоса в обвязке насоса позволяет системе своими силами настраивать собственную работу, т.е. вмешательство человека не потребуется. Когда насос не прекращает работу, тепловой носитель проходит сквозь него, а обвод в данное время перекрыт. При остановке насоса циркулярный насос открывается, и жидкость передвигается уже в нем, тогда как неподвижная крыльчатка насоса закрывает ток носителя тепла.

Циркулярные насосы автоматизированного типа разделяют на два вида:

В конструкции первого типа устройств есть обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, благодаря этому жидкость легко передвигается своими силами. Когда насос включен, тепловой носитель начинает перемещаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Нужен ли в системе отопления байпас

Последующее движение жидкости выполняется без каких-то помех, а обратный ток заблокирован клапаном. Рабочий принцип самого клапана очень прост – гидравлическое давление со стороны выхода превосходит давление при входе, благодаря этому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не даёт жидкости перемещаться.

Клапанные циркулярные насосы очень удобны и просты, однако они достаточно капризны к качеству воды, которой заполняется система отопления. Если в водной массе содержатся разные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан слишком быстро впитывает грязь и приходит в ненужное состояние, благодаря чему его необходимо заменять.

Инжекционные циркулярные насосы – это устройства, по фунционалу подобные гидроэлеватору. В центральной магистрали ставится насосный узел, который подсоединяется к ключевому контуру с помощью труб с меньшим диаметром. При подобной схеме оба отрезка трубы заводятся в середину магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в отрезок трубы и пропускается через аппарат, неоднократно ускоряясь в процессе. На увеличение скорости не прекращает работу и выходной отрезок трубы, который легонечко заужен и зрительно напоминает сопло, благодаря ему обеспечивается продуктивная перекачка жидкости.

Нужен ли в системе отопления байпас

За выходным отрезком трубы формируется разрежение, за счёт которого тепловой носитель начинает высасываться из циркуляционного насоса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по ключевой магистрали. Данный эффект дает возможность полноценно не допустить возможность обратного тока жидкости.

Вышеописанная процедура не прекращает работу исключительно при включенном насосе. Если же оборудование насоса отключено, то тепловой носитель в полном объеме идет через циркулярный насос под влиянием гравитационных сил.

Байпас в системе обвязки котла отопления на твердом топливе

Основное отличие твердотопливного котла от газового – высокая температура горения отопительных материалов (древесный и каменный уголь, дрова, торфяные брикеты, пеллеты) и невозможность ее регулировки.

Если разогревать твердотопливные котлы отопления, они в течение короткого времени достигают очень высоких температур, и взаимодействие горячего воздуха с холодным теплоносителем приводит к слишком большому температурному перепаду. Данный фактор негативно сказывается на прочностных характеристиках разделяющих источники материалов, приводя их ускоренному износу – чугун не любит такие перепады температур и может треснуть, а сталь подвергается повышенной коррозии. К тому же быстрый высокотемпературный нагрев способствует образованию на поверхности дымохода конденсата, на который оседает поступающая с дымом сажа.

Единственный технически приемлемый и грамотный выход из положения – снизить период времени взаимодействия горячего воздуха в котле с холодным теплоносителем. Для решения этой задачи создают малый отопительный контур твердотопливного котла, в котором циркулирует небольшое количество жидкости. Перемещаясь по замкнутому кругу через байпасную перемычку, вода быстро прогревается, после чего постепенно поступает в основную систему через приоткрывающийся термостатический клапан, настроенный на определенную температуру. Горячая вода смешивается с основным теплоносителем и постепенно его нагревает, обеспечивая плавный запуск всей системы без резких температурных перепадов. Данная методика существенно продлевает срок службы всего оборудования, снижает периодичность профилактических работ по очистке дымоходных каналов, увеличивает КПД системы.

Нужен ли в системе отопления байпас

Рис. 14 Байпас в системе обвязки твердотопливного котла

В чем заключается сам принцип байпаса

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.

Нужен ли в системе отопления байпас

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Это интересно: Как почистить вертикальные тканевые жалюзи — разъясняем досконально

Назначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

Нужен ли в системе отопления байпас

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Нерегулируемый циркулярный насос

Устройство нерегулируемых циркулярных насосов собой представляет обычную трубу, которая не имеет какого-нибудь оборудования. Труба регулярно будет в открытом состоянии, и жидкость по ней передвигается произвольно, другими словами, возможность оказывать влияние на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы очень часто применяются для подсоединения устройств для обогрева помещения.

Проектируя систему отопления, необходимо обязательно иметь в виду тот момент, что вода всегда двигается первоочередно по тем участкам, где величина сопротивления в плане гидравлики минимальна. В случае с циркулярным насосом это значит, что диаметр внутри его вертикального участка обязан быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если такое требование не будет соблюдаться, то тепловой носитель просто будет тяготеть к циркулярному насосу.

Нужен ли в системе отопления байпас

Во время проектирования горизонтальной конструкции разводки теплоснабжения работают иные правила, которые необходимо брать во внимание прежде чем сделать циркулярный насос в систему обогрева. Разогретый тепловой носитель имеет очень низкий удельный вес и всегда пытается перемещаться вверх

Чтобы система могла работать хорошо если это учесть правила, диаметр части которая находится снизу циркуляционного насоса должен быть одинаковым с диаметром магистрали, а сечение отрезка трубы, ведущего к теплообменнику, должно быть меньше.

Ответы специалиста на вопросы

Наиболее часто у людей, недостаточно хорошо разбирающихся в индивидуальном отоплении, возникает вопрос – нужен ли байпас в двухтрубной системе отопления рядом с радиаторами? Если рассмотреть однотрубную систему отопления, в нее устанавливают как правило перемычку для обеспечения работоспособности всей линии при отключении или неисправности одного из теплообменных элементов в цепи, их равномерного прогрева, и необходимость байпаса не вызывает сомнений. В двухтрубной разводке такие проблемы не возникают по определению, подключение каждого контура производится независимо от других, и на все поступает теплоноситель одинаковой температуры.

Простейшая перемычка из отрезка трубы в отопительной линии выполняет множество функций в однотрубной схеме разводки – поддерживает постоянство температур на всех теплообменниках и бесперебойное функционирование всей системы, обеспечивает высокую ремонтопригодность нагревательных элементов. Также патрубок-байпас можно встретить в системах теплых полов и обвязке твердотопливных котлов отопления, где он повышает эффективность и надежность работы оборудования.

Функции байпаса в системе отопления

Уточним, что байпас – это трубопровод, предназначенный для протока воды в обход определенного участка магистрали, где установлено какое-либо оборудование. В схемах отопления его можно встретить в двух местах:

  • в однотрубных системах в качестве перемычки на радиаторах;
  • на распределительном коллекторе водяных теплых полов.

Нужен ли в системе отопления байпас

Как известно, в однотрубной системе отопления теплоотдача первой батареи влияет на работу следующей и так далее. Это касается как вертикальной, так и горизонтальной схемы. Если установка байпаса в системе отопления не сделана, то радиаторы будут включены последовательно. В результате первый из них отберет максимальное количество тепла, второй – все что осталось, а на долю третьего выпадет только охлажденный теплоноситель.

Чтобы этого не происходило, подача и обратка возле каждой батареи соединяется перемычкой, чьей задачей является направлять часть теплоносителя в обход радиатора. В данном случае принцип работы байпаса состоит в том, чтобы передать одинаковую часть тепла ближним и дальним отопительным приборам и уменьшить их зависимость друг от друга. Как это реализовано, можно увидеть на рисунке:

Нужен ли в системе отопления байпас

Нужен ли в системе отопления байпас

В системе отопления байпас нужен для равномерного распределения тепла по батареям, а также для выполнения их ремонта или обслуживания. Если по каким-то причинам нужно отсоединить и снять отопительный прибор, то достаточно просто перекрыть 2 крана, установленные на входе и выходе теплоносителя. Тогда вода пойдет по обходному пути через перемычку.

А вот байпас для отопления на коллекторе водяного теплого пола играет уже другую роль. Здесь обводная линия – это часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Задача узла – приготовить теплоноситель необходимой температуры для подачи в греющие контуры теплых полов. Ведь в этих контурах температура воды не превышает 45 ºС, в то время как в подающей магистрали она может быть и 80 ºС.

Нужен ли в системе отопления байпас

В обычном режиме трехходовой клапан пропускает горячую воду из системы к теплому полу в ограниченном количестве. Остальной теплоноситель проходит через этот автоматический байпас, смешивается с холодной водой из коллектора и возвращается назад, к котлу. Поскольку разница температур в магистрали и коллекторе значительна, то байпасная линия используется постоянно. Получается, что без нее нормальное функционирование напольного обогрева невозможно.

Циркулярный насос для насоса циркуляционного в отопительной системе

Система обогрева с циркуляцией принудительного типа — трудная конструкция, функционирование которой зависит от каждой из её составляющих. Одним из узлов, которые обеспечивают домашнее тепло, считается циркулярный насос (нагнетатель). Во время монтажа обязательно ставится говоря иначе циркулярный насос для насоса циркуляционного, наличие которого в системе вызвано одновременно несколькими причинами.

Для чего необходим циркулярный насос

В сущности, циркулярный насос — обычная перемычка, которая предоставляет тепловому носителю возможность свободно течь в обход какого-нибудь оборудования. Если говорить именно о циркулярном насосе, то данное устройство позволяет:

  • убрать аппарат из теплонесущего контура;
  • не допустить неженатый ход мотора;
  • делать тонкую настройку теплоснабжения;
  • ремонтировать оборудование или проводить гарантийное обслуживание без надобности выключения теплоснабжения.

Нужен ли в системе отопления байпас

Главные положительные качества системы с циркуляционным нагнетателем — это очень высокая скорость направления воды и, до определенной степени, игнорирование сопротивляемости рабочего контура. Но одновременно, подобная схема не будет работать без электричества.

Кроме того, при вынужденном переходе на конвективную циркуляцию, насос будет создавать добавочное сопротивление току воды. Подобное может случиться, если ему потребуется неотложный ремонт. Чтобы это сопротивление убрать, и необходим циркулярный насос.

Также циркулярный насос нужен в ситуациях, когда нужно сделать спуск или наполнение системы носителем тепла. В данном случае нагнетатель будет препятствием на пути воды, и способно создать пробку воздуха. Циркулярный насос же обеспечит свободный ток жидкости, избавляя от проблемы.

Наконец, при настройке продуктивности он берёт на себя часть нагрузки, аналогичным образом защищая насос. Настраивать систему приходится редко, но добавочная страховка не помешает никогда.

Сборка циркуляционного насоса

Циркулярный насос собой представляет участок ключевого трубопровода между отопительным котлом и рабочим контуром. На этом месте прямого тока ставится шаровый клапан, который при включении нагнетателя закрывает движение носителя тепла. Менее функциональное решение — кран запорный, обычное положение которого при системе которая работает — закрытое.

Насос же ставится параллельно, при помощи 2-ух отводов, врезанный в главную трубу и направленных навстречу друг дружке. Для крепежа необходимо применять быстроразъёмные фитинги типа «американка», что даст возможность если понадобится быстро демонтировать его. По ходу движения жидкости перед нагнетателем ставится многоразовый фильтр, а с двух сторон данная конструкция исчерпывается отсекающими кранами. Диаметр патрубков должен подходить входному и выходному отверстиям насоса.

Нужен ли в системе отопления байпас

Часто оптимальное решение — приобрести готовый циркулярный насос в сборе. Изготавливаемые для насосов разных диаметров, они уже оборудованы всей нужной запорной арматурой и фильтром. Все, что нужно выполнить —встроить его в необходимый участок системы обогрева и установить насос. Основным параметром выступает при этом расстояние между соединителями. Для самого популярного типа циркулярных насосов оно составляет 110 мм.

Процесс установки циркуляционного насоса

Первоочередно стоит определиться с правильным местом для установки циркуляционного нагнетателя. Место должно быть подобрано таким образом, чтобы имелся простор для хорошего ремонта и демонтажа компонентов узла. Также стоит продумать размещение всех вентилей и кранов — к ним обязан быть свободный доступ.

При отопительной системе с двумя трубами циркулярный насос врезается в обратный контур носителя тепла — это уменьшает вероятность перегрева.

Метод сборки циркуляционного насоса отличается в зависимости от материала, из которого сделаны трубы.

  1. Если пластиковые трубы, то узел насоса собирается сразу, после этого подсоединяется к трубопроводу при помощи впаянных тройников.
  2. Если трубы железные, следует сначала прикрепить отводные отрезки трубы для блока насоса, а потом ставить вентиль циркуляционного насоса.

Нужен ли в системе отопления байпас

Ни в коем случае нельзя допустить перегрева арматуры запорной из-за сварки — это плохо проявится на её качествах. Например, тефлоновая вставка шарового вентиля может изменить свои формы. Благодаря этому место сварного соединения должно быть удалено от кранов и клапанов как минимум на 20 сантиметров.

Насос необходимо размещать поэтому, чтобы рабочий вал принял строго горизонтальное положение. Это снизит гравитационную нагрузку на вал и сделает больше срок службы насоса.

Байпас в узле циркуляционного насоса

Доказывать то, что автономная система отопления частного дома, работающая по принципу принудительной циркуляции теплоносителя – более эффективная и управляемая, наверное, не надо. Установка насоса быстро оправдывает себя и в плане оптимального распределения тепла по помещениям, и в экономичности эксплуатации, и это даже несмотря на то, что сам насос являете потребителем энергии. Даже те хозяева, у которых собранные когда-то системы были рассчитаны на естественную, гравитационную циркуляцию, не отказываются сейчас и от дополнительной установки насосного узла.

Но вот проблема – в ряде местностей не являются каким-либо и ряда вон выходящим явлением перебои в снабжении электроэнергией. Ну а система отопления, завязанная на циркуляционный насос, волей-неволей становится энергозависимой. Хорошо, если продуман вопрос какой-нибудь альтернативной подачи электроэнергии на этот случай – от источника бесперебойного питания или собственного генератора. , хотя и это выручит только на какой-то короткий период. Значит, необходимо спланировать систему отопления так, чтобы она в подобных экстремальных ситуациях могла бы переключаться на работу по принципу естественной циркуляции. И в этом помогает байпас, установленный на насосном узле.

Нужен ли в системе отопления байпас

Различные по исполнению, но совершенно одинаковые по принципу действия насосные узлы с байпасом – есть возможность переключения с принудительной на естественную циркуляцию

Такой узел может работать в ручном режиме – при отсутствии электропитания хозяевам необходимо всего лишь переключить краны, перенаправив поток теплоносителя не через байпас с насосом, а напрямую по магистральной трубе. В иных сборках используются клапанные устройства – там поток будет перенаправлен в автоматическом режиме. Еще один вариант – инжекторная схема, без крана и клапана, но ее, честно говоря, не особо хвалят, и советуют все же обратиться к «классике».

В настоящей публикации на насосном узле с байпасом останавливаться не будем. Вовсе не потому, что этот вопрос – не важен. Скорее, наоборот – проблемам выбора и правильной установки циркуляционного насоса, от проведения необходимых расчетов до пошаговой инструкции по самостоятельному монтажу, посвящена отдельная публикация.

Выводы и полезное видео по теме

Ошибки в монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплоотдающего элемента:

Почему нельзя устанавливать запорный кран на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

Как собрать обводную трубу с насосом таким образом, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

Несложное инженерное решение – байпас – позволяет сделать систему отопления наиболее эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях.

Поломка отдельных элементов магистрали или отключение электричества не доставит больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по магистрали и в доме будет тепло.

Или у вас имеется положительный опыт сборки? Поделитесь им, пожалуйста. Возможно кому-то из домашних мастеров удастся избежать ошибок благодаря вашим рекомендациям.

Байпас в системе отопления что это такое: инструкция по самостоятельной установке

Любая система отопления, при условии, конечно, что она спроектирована, смонтирована и отлажена правильно, представляет собой весьма сложный «организм», в котором каждый «орган» выполняет определенную важную функцию. Частенько хозяева домов или квартир даже не задумываются о том, какая роль отводится тому или иному элементу системы: всё работает – да и ладно…

А между тем, владеть такой информацией никогда не будет лишним. Правильно говорят, что знание – вооружает, и человеку, имеющему представление о предназначении и важности любого из приборов или устройств системы, гораздо проще эксплуатировать ее, не доводя до аварийно-опасных ситуаций. Он точно знает, каких показателей можно ожидать от своего оборудования. И, в конце концов, у него намного меньше шансов стать «жертвой» для недобросовестных мастеров-сантехников (а иногда – и вообще полнейших проходимцев), готовых с деланно важным видом «слупить» нереальные деньги за совершенно пустяковую работу.

Байпас в системе отопления что это такое

Байпас в системе отопления что это такое

Вот, например, многие наверняка слышали мудреное название «байпас», но очень туманно представляют, что он из себя представляет и для чего нужен. А между тем, роль этого нехитрого, в принципе, элемента – сложно переоценить. Давайте и рассмотрим поближе байпас в системе отопления что это такое, и какая функциональность на него возлагается.

В чем заключается сам принцип байпаса

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Байпас, как элемент обвязки радиатора отопления

Для чего требуется байпас на радиаторе?

Чтобы понять смысл установленной перемычки на батарее, необходимо представить, как работает система отопления в многоэтажном доме. А она чаще всего организуется по однотрубному принципу – это и дешевле, и проще в исполнении.

Смысл в том, что радиаторы расположены последовательно на одной трубе. Коллекторы подачи и обратки обычно располагаются в подвальном помещении дома, где организуется теплопункт с элеваторным узлом. От коллектора подачи вверх поднимется стояк. Здесь возможны два варианта. В первом – стояк поднимается до высшей точки, а откуда теплоноситель опускается вниз по трубе, на которой и стоят все радиаторы, от верхнего до нижнего этажа (это называется стояк с верхней подачей). Применяется и несколько другая схема, с так называемой нижней подачей, когда уже на пути вверх теплоноситель начинает отдавать тепло на последовательно расположенных радиаторах, а затем – еще и на обратном пути. В любом случае, это кольцо замыкается на обратном коллекторе. Обе этих схемы наглядно показаны на иллюстрации ниже.

Схемы однотрубных разводок в многоэтажном доме: слева – с верхней подачей теплоносителя, справа – с нижней. Байпасов на радиаторах нет, и система чрезвычайно уязвима

Схемы однотрубных разводок в многоэтажном доме: слева – с верхней подачей теплоносителя, справа – с нижней. Байпасов на радиаторах нет, и система чрезвычайно уязвима

Не нужно, наверное, никаких особых познаний, чтобы в уме смоделировать ситуацию, которая случится в случае выхода из строя ЛЮБОГО из радиаторов в такой «цепочке». Отключение аварийного прибора немедленно прерывает весь контур, и он становится неработоспособным. А для снятия батареи еще и потребуется полностью сливать воду со всего стояка.

А проблема решается очень просто – каждый из установленных в подобном контуре радиаторов должен иметь перемычку между трубами подводки, неподалеку от точек врезки – тот самый байпас. Схема практически не меняется, но ее «живучесть» резко возрастает.

Если на радиаторах однотрубной системы отопления стоят байпасы, то демонтаж или даже просто отключение любого из приборов на работе остальных практически не сказывается

Если на радиаторах однотрубной системы отопления стоят байпасы, то демонтаж или даже просто отключение любого из приборов на работе остальных практически не сказывается

Как правило, радиатор сейчас устанавливают с монтажом перед ними запорных кранов с накидными гайками. То есть батарею совсем несложно выключить, перекрыв оба крана, а затем демонтировать для ремонта, замены, профилактики и т.д. Поток теплоносителя не прервется, так как имеется «обходной путь», то есть байпас.

Но и это еще не все преимущества, которые дает байпас в разводке отопления многоквартирного дома. Центральные системы не отличаются быстротой реакции на изменения погодных условий, так что зачастую на улице оттепель, а батареи греют, как при сильном морозе. А сильная жара в помещениях зимой – это, согласитесь, тоже весьма некомфортно. Кроме того, наблюдается и характерное для однотрубных систем явление, кода в радиаторах в начале контура по ходу движения теплоносителя температура заметно выше, чем в расположенных ближе к концу. Одним словом, очень важна возможность самостоятельного регулирования уровня нагрева батарей, причем, желательно – по термостатическому принципу.

Наличие термостатического регулятора позволяет автоматически поддерживать в помещении заданную. Температуру. Но без байпаса и здесь не обойдешься

Наличие термостатического регулятора позволяет автоматически поддерживать в помещении заданную. Температуру. Но без байпаса и здесь не обойдешься

Это всё вполне выполнимо — есть возможность приобрести и самостоятельно установить относительно недорогие и весьма эффективные термоклапаны с термостатическими головками. Они устанавливаются на подаче теплоносителя в батарею и количественно регулируют горячий поток, проходящий через нее.

Цены на байпас

Путь к максимальному комфорту – поставьте на радиаторы термостатические регуляторы!

Компактные и простые в эксплуатации устройства способны поддерживать в комнате ту температуру, какую хозяева считают наиболее комфортной для себя. Как устроены терморегуляторы для радиаторов отопления , как их можно установить и настроить своими руками – читайте в специальной публикации нашего портала.

Но количественное регулирование температуры на одном радиаторе, то есть уменьшение количества проходящего через клапан теплоносителя, может сказаться на работе других, стоящих после него в однотрубной «цепочке». Причем, отразится это и на температуре, и на давлении в системе. А если таких регуляторов в контуре несколько? – к концу стояка возможен полный «раздрай» в параметрах системы! Вряд ли кому из соседей по подъезду такая ситуация придется по душе.

Но это, опять же, если не установлены байпасы. А с перемычками весь негатив уходит полностью. Избыточность давления, возникающая перед полуприкрытым термоклапаном, попросту сбрасывается через байпас, температура в трубе практически не меняется (даже, пожалуй, будет выше, чем без использования терморегуляторов). Да и самим приборам регулировки в таких условиях работать проще – меньше износ, так как не столь высоко воздействие повышенного давления на уплотнения клапанов.

Закономерный вывод – в однотрубной разводке многоэтажного дома байпас становится не желательным, а обязательным элементом обвязки радиаторов. И если по каким-то причинам его нет, то необходимо об этом позаботиться, чтобы устранить недостаток.

А если система в доме двухтрубная – нужен ли байпас?

Нет, вот в этом случае перемычка уже никакой роли играть не будет. Все радиаторы установлены независимо, и отключение любого из них, или установка на него регулирующего оборудования никаким образом не скажется на работоспособности остальных приборов системы.

При двухтрубной разводке байпас на радиаторе отопления может понадобиться только при использовании приборов качественной регулировки температуры – трехходовых термоклапанов, но это практикуется нечасто, так как неоправданно экономически

При двухтрубной разводке байпас на радиаторе отопления может понадобиться только при использовании приборов качественной регулировки температуры – трехходовых термоклапанов, но это практикуется нечасто, так как неоправданно экономически

Исключением можно считать в данном случае только байпас, который установлен для качественно регулировки температуры в радиаторе, с использованием трехходового крана, когда к поступающему потоку из трубы подачи подмешивается остывший теплоноситель из «обратки». Впрочем, подобная схема применяется нечасто, потому как для отдельно взятого радиатора вполне достаточно количественной регулировки с более дешевым обычным термоклапаном.

Итак, в двухтрубной разводке байпас не требуется, но следует убедиться, что у вас в квартире система именно двухтрубная. Дело в том, что иногда может ввести в заблуждение наличие двух стояков, проходящих вдоль стены. Здесь важно подметить принципиальную разницу.

Вроде бы, похоже, а на деле – это совершенно разные системы подключения радиаторов

Вроде бы, похоже, а на деле – это совершенно разные системы подключения радиаторов

Внимание на иллюстрацию. Справа показана действительно двухтрубная система – входы радиатора подключены к совершенно разным стоякам. Вот в такой ситуации в байпасе никакой нужды нет, то есть на картинке все показано правильно.

А вот на левом фрагменте тоже, казалось бы, две трубы. Однако, радиатор отопления врезан в разрыв только одной из них, а вторая проходит «нетронутой». Она – всего лишь стояк для обеспечения верхней подачи теплоносителя, о схеме которой говорилось выше. А сама система так и остается однотрубной, и без байпаса – никак не обойтись.

Выше речь шла пока о квартирах в многоэтажках. А как быть владельцам собственных домов с автономной системой отопления?

Принцип тот же. Более дорогая (в плане расхода труб при ее монтаже) и «послушная» двухтрубная система байпаса не потребует. Но часто из соображений практичности применяются и однотрубные схемы – яркий пример тому популярная «ленинградка». Безусловно, никто владельцу дома не будет пенять на то, что он не установил на своих радиаторах байпас, но здравый смысл подсказывает, что это сделать все же стоит. Зачем усложнять себе жизнь, если есть возможность сделать каждый прибор теплообмена независимым, а его индивидуальные настройки – мало отражающимися на работе остальных батарей. Подобная мера сведет к минимуму еще одно негативное качество «однотрубки», когда в стоящих последовательно радиаторах постепенно снижается температура по мере их удаления от котла.

Кстати, в однотрубной системе отопления, применяемой для разводки по одному уровню (этажу), уже конструктивно заложена возможность наличия байпаса, так сказать, по умолчанию. В той же «ленинградке» его роль с успехом выполнит сама труба разводки.

Радиаторы врезаны по схеме «ленинградка». Чем не байпасы внизу, по линии трубы разводки?

Радиаторы врезаны по схеме «ленинградка». Чем не байпасы внизу, по линии трубы разводки?

Кстати, именно в этом случае байпас можно сделать и управляемым – об этом речь пойдет чуть ниже.

Что такое система отопления «ленинградка»?

Эта система завоевала широкую популярность своей относительной простотой монтажа и экономичностью в плане расхода материалов. Вместе с тем, она остается весьма эффективной в эксплуатации. Об устройстве системы отопления «ленинградка» , о ее отладке и о возможностях модернизации – читай те в специальной публикации нашего портала.

Видео: Для чего необходим байпас на радиаторе отопления?

Как самостоятельно установить байпас на радиатор отопления?

Основные правила монтажа байпаса в обвязке батареи

В целях данной публикации не значится обучения читателя приемам сантехнического монтажа. Подавляющее большинство хозяев домов или квартир в той или иной степени сталкивалось с этими вопросами и наработало определенные навыки работы. Наверняка, у многих уже сложились свои излюбленные подходы к выполнению сантехнических монтажных операций – будь то пайка полипропиленовых труб, резьбовая сборка или сварка металлических изделий, использование соединительных фитингов, например, при работе с металлопластиком. Поэтому далее будут только описаны основные правила, которые должны соблюдаться при установке байпаса на радиатор отопления, приведены несколько наглядных примеров таких сборок.

Итак, установка байпаса на батарею отопления в многоквартирном доме должна подчиняться следующим правилам:

  • Полностью должно быть исключено наличие запорно-регулирующей арматуры на участке от стояка до самого байпаса. Таким образом сводится к нулю вероятность даже случайного перекрытия основного контура отопления.
  • Положение байпаса при обвязке радиатора, подключенного к вертикальному стояку, тоже имеет значение. Необходимо постараться расположить перемычку на максимальном удалении от магистральной трубы и, соответственно, как можно ближе к самой батарее. Понятно, что нередко при этом начинают оказывать свое влияние соображения эстетичности, но байпас вполне можно сделать малозаметным. Безусловно, при выборе конкретного места установки необходимо учесть еще и участки для монтажа шаровых кранов, отсекающих радиатор, или термостатических приборов, если планируется их использование. Но еще раз стоит подчеркнуть – все эти элементы могут ставиться только на участке между байпасом и батареей, но никак не перед ним!
  • Теперь о соотношении диаметров используемых для обвязки радиатора труб. В идеале оно должно соответствовать следующему «канону» (см схему выше):

— ДУ1 – это диаметр условного прохода трубы стояка отопления. Он остаётся неизменным вплоть до тройника, в который будет устанавливаться байпас.

— ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору, от тройника до самой батареи. По правилам он должен быть на один размер меньше стояка.

— ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и, соответственно, на два – трубы стояка.

Именно такие пропорции определяют корректную работу неуправляемого байпаса, то есть не требующего вмешательства пользователя. На тройнике поток циркулирующего теплоносителя будет разделен на главный, по направлению к радиатору (там он в дальнейшем может еще и регулироваться термостатическим клапаном), и обходной, через байпас. Если стоит термостатическое оборудование, то через байпас будет сброшен и излишек теплоносителя, тем самым не будет создаваться зон излишнего давления и разрежения.

Если же обвязывается радиатор при горизонтальной разводке труб (в той же «ленинградке»), то для корректной работы неуправляемого байпаса практикуются несколько иные соотношения.

Цены на термоголовки

Стандарт обвязки радиатора отопления при горизонтальной разводке однотрубной системы

Стандарт обвязки радиатора отопления при горизонтальной разводке однотрубной системы

В данном случае в роли байпаса выступает участок самой разводки, ограниченный тройниками, от которых идет подводка на радиатор. Это участок должен быть меньше магистрали на 1 размер, а трубы подводки – на два размера.

  • Следующий важнейший вопрос – необходим ли запорный или регулировочный кран на самом байпасе?

Следуя логике вещей, такой кран явно напрашивается, так как он вполне может быть использован в качестве регулятора потока через радиатор. Однако, не все так однозначно.

Для жильцов многоквартирных домов подобная мера расценивается как грубое несанкционированное вмешательство в работу системы отопления. Посудите сами – даже нечаянное перекрытие этих перемычек в отдельно взятых квартирах обязательно скажется в других, то есть общий баланс контура, обслуживающего стояк, будет нарушен. Могут возникнуть претензии к работе поставщика тепловой энергии, а уж специалисты этой организации, опытные в своем деле, разбираясь с жалобами, обязательно найдут виновника. Последствия такого разбирательства пусть каждый оценит самостоятельно, но конфликты с соседями – это самое малое, что может быть.

А вот установка термостатического регулятора при наличии нормального байпаса – это правильное решение, которое должно устроить всех.

Итак, вывод: наличие крана на байпасе в многоквартирном доме – должно быть совершенно исключено, так как нельзя допустить даже малейшей вероятности случайного разбалансирования стояка. Те фотографии, демонстрируемые в интернете, на которых байпас оснащен краном – это пример грубого нарушения правил.

Не поддавайтесь уговорам «опытных мастеров» – крана на байпасе в обвязке радиатора в многоэтажном доме быть не должно!

Не поддавайтесь уговорам «опытных мастеров» – крана на байпасе в обвязке радиатора в многоэтажном доме быть не должно!

Иное дело, если речь идет об однотрубной системе отопления собственного дома. Здесь хозяева вольны экспериментировать, как им угодно. И действительно, на байпасе в «ленинградке» нередко ставятся регулировочные краны, которые позволяют как настраивать работу конкретно взятого радиатора, так и балансировать систему или какой-то ее участок. В этом случае даже можно не придерживаться строго рекомендуемых перепадов диаметра труб. Но кран, безусловно, должен быть не шаровой (такие краны вообще не должны использоваться для настроек – их два нормальных положения: полностью открытое или закрытое). Практикуется установка игольчатых вентилей, которые позволяют провести настройку с очень высокой точностью. Можно поставить и регулировочный блок-кран – он удобнее с тех позиций, что после настройки постороннему (из числа домочадцев) не удастся даже случайно сбить выверенное положение.

Несколько примеров установки байпаса на радиатор отопления

Просто в качестве примеров – несколько наглядных схем, которые, возможно, помогут выбрать оптимальный вариант для самостоятельного исполнения. Если навыки монтажа есть – то собрать такой узел не должно составить особых проблем. Ну а для тех, не планирует заниматься этим самостоятельно – будет с чем сравнить работу приглашенного мастера.

Для начала возьмём байпасный узел радиатора, собранный из полипропиленовых деталей.

Обвязка радиатора с байпасом из полипропиленовых труб

Обвязка радиатора с байпасом из полипропиленовых труб

1 – труба контура отопления, то есть сам вертикальный стояк. Именно в его «разрыв» должен встать радиатор при однотрубной системе. На схеме показан изгиб труб под углом 90 градусов – именно в таком виде чаще всего и стоят эти стояки. Но вместо изгиба никто не мешает установить и отводы 90 градусов, с диаметром, равным диаметру стояка.

2 – резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.

3 – участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса. Здесь обычно применяется ПП-труба с внешним диаметром 32 мм.

4 – тройники, которые разделят поток на трубу подводки и на байпас. Если следовать размерам, то на входе (со стороны стояка) тройник доложен быть рассчитан на трубу 32 мм, на выходе – 25 мм, и в направлении байпаса – 20 мм. Такой детали вряд ли найдется в продаже, поэтому лучше всего взять тройник 25-20-25 (а это очень ходовая деталь), а на входе вварить переходник с 32 на 25.

5 – участок подводки к радиатору, труба 25 мм. Как мы уже знаем, он не должен быть большим, а зачастую от него и вовсе отказываются – сразу после тройников монтируется запорная или регулировочная арматура.

6 – перемычка-байпас, труба 20 мм.

7 – фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые металлические.

В радиатор же (поз. 8) вкручиваются штуцеры для соединения их с накидными гайками-«американками» (поз. 9). Эти накидные гайки (вместе со штуцерами) обычно входят в комплект терморегуляторов (поз. 10) . Если планируется просто установка запорного крана, как в данном случае на выходе из батареи внизу (поз.11), то и его следует выбирать именно такого типа – оснащенный штуцером и накидной гайкой. Это упростит монтаж, сделает соединение радиатора разъемным.

Следующая схема – принцип неизменен, просто применяются металлопластиковые трубы и соответствующие соединительные фитинги.

Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб

Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб

Кстати, на иллюстрации показан именно тот случай, когда решено отказаться от участка подводки между тройником и радиатором – сразу следует переход на терморегулятор сверху и балансировочный кран снизу. В остальном же – никакого отличия, кроме особенностей технологии сборки узла и стоимости комплектующих (полипропилен – значительно дешевле).

Если планируется использовать только металлические трубы, то здесь возможны различные варианты. Иногда применяется сварка, но такой подход в последнее время теряет популярность, так как бывает вполне достаточно ассортимента представленных в продаже деталей с резьбовыми соединениями.

Комплект металлических деталей для обвязки радиатора с установкой байпаса. Хорошо видны размеры труб подводки и перемычки, запорные краны с накидными гайками

Комплект металлических деталей для обвязки радиатора с установкой байпаса. Хорошо видны размеры труб подводки и перемычки, запорные краны с накидными гайками

Обходятся и без тройников – в строительных магазинах можно приобрести готовый байпас, уже оснащённый резьбовыми участками для облегчения процесса монтажа на месте. Высота таких байпасов соответствует стандартным значениям межосевых расстояний радиаторов.

Имеется возможность приобрести готовый сваренный окрашенный байпас с участками трубы подводки, на которых нарезана резьба для дальнейшего монтажа.

Имеется возможность приобрести готовый сваренный окрашенный байпас с участками трубы подводки, на которых нарезана резьба для дальнейшего монтажа.

Нее обойдены вниманием и те владельцы жилья, которые предпочитают, по возможности, скрыть трубы подводки к радиатору и организовать нижнее подключение батарей. Специально для этих целей выпускаются сборки, которые совмещают в себе и узел нижнего подключения, и обязательный байпас.

Такое изделие совмещает сразу узел скрытой нижней подводки, байпас, терморегулятор и балансировочный клапан.

Такое изделие совмещает сразу узел скрытой нижней подводки, байпас, терморегулятор и балансировочный клапан.

Очень часто приходится решать по месту. Например, на следующей иллюстрации показано, как организован байпас при близком расположении труб подводки, которое осталось от ранее установленных в квартирах радиаторов.

Байпас может быть и вот таким – его высота нигде не оговаривается.

Байпас может быть и вот таким – его высота нигде не оговаривается.

Если с диаметром и расположением байпаса все же следует придерживаться определенных правил, то про высоту этой перемычки не сказано нигде ни слова. То есть это – вполне приемлемое и работоспособное решение.

Но, конечно, не стоит впадать и в крайности. Трудно понять, чем руководствовался мастер, выполнивший «шедевр», показанный на иллюстрации ниже.

Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты».

Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»…

Да, такая обвязка будет работать, а «специалист», видимо, весьма далек от вопросов эстетичности выполненных им работ. Но куда смотрели хозяева квартиры?! Или это так специально ими задумано?

Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления

Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса

Еще не столь давно автономные системы отопления в частных домах преимущественно создавались по принципу естественной циркуляции теплоносителя по контурам. Это было вызвано, в большей мере, большим дефицитом на насосное оборудование и высокой стоимостью таких насосов. А настоящее время ситуация кардинально изменилась, и многие хозяева переделывают даже свои старые системы пол принудительную циркуляцию, благо – это совсем не сложно.

Использование циркуляционного насоса дает массу разноплановых преимуществ, но имеется и один весьма существенный недостаток – это энергозависимость. В тех населенных пунктах, где перебои с подачей электроэнергии случаются довольно часто, приходится принимать определённые меры, чтобы в случае длительного отсутствия напряжения не остаться вообще без отопления.

А меры эти кроются в особенностях рекомендуемой обвязки циркуляционного насоса. А именно – конструкция насосного узла должна предусматривать два режима работы, с принудительной и естественной циркуляцией.

Цены на циркуляционный насос

Видна разница в исполнении – но она не принципиальна. Главное в том, что предусмотрены два пути прохождения теплоносителя

Видна разница в исполнении – но она не принципиальна. Главное в том, что предусмотрены два пути прохождения теплоносителя

По исполнению насосный узел может несколько отличаться – его можно собрать самостоятельно или приобрести уже в готовом виде. Главное же – в его сути. Для естественной циркуляции предусмотрен прямой проход жидкости через трубу (обычно узел ставиться на обратке в районе котла, но это необязательное требование). При работе же насоса теплоноситель проходит именно через него, а прямой путь перекрывается. Все просто до невозможности!

Смена направления течения теплоносителя может проводиться в ручном режиме – тогда на прямом участке трубы устанавливается запорный шаровой кран. Вместо такого крана, может стоять и автоматический клапан – он сам будет срабатывать на отсутствие принудительного потока через байпас, открывая основной проход. Есть схемы и с так называемым инжектором, правда, широкого применения они не снискали.

Ну а насос на байпасе также с обеих сторон окружен кранами – они необходимы для свободного демонтажа прибора, если в этом возникнет необходимость. При перекрытых кранах насос можно снять, не прибегая в опорожнению всего контура системы.

Для чего нужен и как правильно выбрать и установить циркуляционный насос?

Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя выгоднее по всем параметрам – она экономичнее, легче в управлении и проще в точной настройке. Как устроен циркуляционный насос для системы отопления , с какими критериями подойти его выбору, сложно ли установить его самостоятельно – читайте в специальной публикации нашего портала.

Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»

Стремительно завоёвывающие популярность среди домовладельцев водяные «теплые полы» требуют особого температурного режима. А это означает, что необходим специальный узел, где теплоноситель будет доводиться до «кондиции», то есть до уровня нагрева, допустимого в контурах, проложенных в толще пола. Элементом такого узла всегда является байпас – перемычка, которая служит для обеспечения подмеса остывшего теплоносителя из трубы обратки в поток из магистрали подачи.

Как правило, байпас в таких схемах завязан с трёхходовым краном или термостатическим регулятором. Именно этот прибор «руководит» количеством остывшего теплоносителя из обратки, которое через байпас подается в смесительный узел.

Байпас, соединенный с трехходовым термостатическим регулятором

Байпас, соединенный с трехходовым термостатическим регулятором

Пояснение дано, конечно, несколько упрощенно, но это потому, что на страницах нашего портала изготовлению смесительного узла для системы подогрева полов уделено отдельное внимание.

Можно ли собрать смесительный узел для «теплого пола» самостоятельно?

Да, и это не настолько сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Если вы решили собрать смесительный узел для «теплого пола» своими руками – то вам по этой ссылке к соответствующей статье-инструкции.

Перемычка-байпас может стоять и на коллекторе «теплого пола» или разводки по контурам радиаторов отопления – она зачастую соединяет «гребенки» подлеющего и обратного коллекторов. Здесь у байпаса уже несколько иная роль.

Байпас с балансировочным клапаном между «гребенками» коллектора позволяет точно настроить необходимый уровень давления в них, не допуская скачков, гидроударов, зон разрежения и т.п.

Байпас с балансировочным клапаном между «гребенками» коллектора позволяет точно настроить необходимый уровень давления в них, не допуская скачков, гидроударов, зон разрежения и т.п.

Дело в том, что насос создает общее давление в коллекторе, и его приходится подстраивать для каждого контура отдельно, в зависимости от его особенностей: диаметра, протяжённости и т.п. – для этого предусмотрены специальные балансировочные клапаны. В ходе работы автоматика контуров может прикрывать или даже полностью запирать временно некоторые из них. Но чтобы эти перепады не сказывались на работе насоса, чтобы не создавалось ненужных областей повышенного давления или, наоборот, разрежения, чтобы не допустить даже вероятности гидравлического удара, необходимо устройство, которое нивелирует все подобные перепады. Эту функцию и берет на себя байпас между подающим и обратным коллектором.

Байпас, как элемент обвязки котла отопления

Еще один случай применение байпаса в системе отопления – это создание так называемого «малого контура котла».

Сразу отметим, что такой контур нужен далеко не всегда – он больше характерен для котлов, работающих на твердом топливе, так как именно в них температуры, создаваемые в камере сгорания, труднее всего поддаются регулированию. А особенно это важно в том случае, если котел оснащен чугунным теплообменником.

Почему? Температуры сгорания древесины – в несколько раз выше, чем природного газа, а кроме того, процесс сопровождается очень большим выбросом продуктов сгорания со сложной химической структурой, которые осаждаются в виде сажи.

Самый «опасный» период работы котла – это время его прогрева. За счет очень высокой разницы температур, характерной для твёрдого топлива, на теплообменнике и в дымоходной системе выпадает большое количество конденсата, к которому сажа липнет, как на клей. Но это еще – не самое страшное.

Представьте, что необходимо прогреть большой объем теплоносителя для всей системы отопления. Это займет немало времени, и в течение этого срока теплообменник котла будет испытывать колоссальные напряжения, так как в его нижнюю часть поступает холодная жидкость, а в верхней части температур уже совсем другого порядка! Внутренние напряжения стенок на этом цикле достигают максимума, а чугун, как известно, не обладает должной пластичностью, и от таких «тепловых ударов» может дать трещину. Не сильно полезны подобные разницы температур и для стального теплообменника -= это прямой путь к ускорению коррозионных процессов.

Одним словом, чтобы максимально увеличить долговечность оборудования и поднять уровень безопасности его эксплуатации, необходимо свести к минимуму этот сам цикл прогрева, когда разница между температурой в «обратке» и на выходе из котла достигает наибольших величин. Для этого и создается с помощью перемычки-байпаса малый контур котла.

Байпас в обвязке твердотопливного котла образовал «малый круг циркуляции»

Байпас в обвязке твердотопливного котла образовал «малый круг циркуляции»

Обратите внимание на приведенную иллюстрацию. Между магистралью подачи, выходящей из твёрдотопливного котла, и трубой «обратки» установлена перемычка (она обведена белым эллипсом). В нижней её части вместо тройника устанавливается термостатический прибор – это может быть трёхходовой кран, настроенный на определенную температуру срабатывания (например, 60 градусов).

Один из вариантов трехходовых кранов для байпаса на обвязке котла

Один из вариантов трехходовых кранов для байпаса на обвязке котла

При запуске котла, пока температура в «обратке» низкая, трёхходовой кран полностью перекрывает выход в общий контур системы, то есть циркуляция теплоносителя происходит только по малому системы, через байпас. Естественно, столь незначительный объем прогревается быстро, и теплообменник котла не будет долго испытывать того негатива, о котором сказано выше.

При достижении в малом контуре нужной температуры, трёхходовой кран начинает приоткрывать вход из трубы «обратки», то есть в циркуляцию постепенно вовлекается теплоноситель из общего контура отопления. И так будет продолжаться до тех пор, пока котел очень плавно не выйдет на заданную мощность нагрева. В течение всего цикла прогрева в теплообменник котла поступает жидкость примерно одинаковой температуры, да и вся система отопления запускается ровно и плавно, без совершенно не нужных скачков.

Итак, были рассмотрены основные случаи применения перемычек-байпасов в системах отопления. Если читатель убедился в важности этого элемента, получил представление о принципе его функционирования, то автор считает, что написанием этой публикации он достиг поставленной цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *