Кто финансирует партию яблоко
Перейти к содержимому

Кто финансирует партию яблоко

  • автор:

Кто финансирует партию яблоко

Кто финансирует партию яблоко

Сообщи мне, кто твой инвестор, и я сообщу, что ты сделаешь со страной, в случае если победишь на выборах.

В 90-х ходили слухи, что Госдепартамент США инвестировал в Яблоко 1млрд. долларов. Я, к сожалению, ни подтверждений, ни опровержений этому не отыскал.

Достаточно большое количество информации о том, что до 2003 года включительно весьма без шуток Яблоко финансировалось ЮКОСом.

Кстати, ЮКОС кроме этого действует культурно. Его кандидаты достаточно органично вписываются в ЯБЛОКО. Не считая упомянутого Дона, ЮКОС воображают М.Синьковская, бывший кандидат ЯБЛОКА в мэры Томска, К.Кагаловский, которого Явлинскому не удалось протолкнуть в перечень во второй половине 90-ых годов двадцатого века (и прекрасно – скоро начался известный скандал, что при втором ответе имел возможность бы добавить ЯБЛОКУ балласта).

Кроме этого А.Осовцов, с которым у ЯБЛОКА было приличное сотрудничество в прошлом и никому не узнаваемая, а потому не вызывающая отторжения Г.Антонова. Думается и Александр Минкин, которого Явлинский два раза желал видеть в перечнях. Быть может, Михаил Моторин, бывший член ЯБЛОКА (не смотря на то, что и сделавший блестящую карьеру благодаря Задорнову).

К сожалению, партия Яблоко стала кастовой. Вот эта группа, фракция в парламенте, помощники Явлинского — вот они

и имеется, в сущности, Яблоко. Все остальные находятся как бы во втором эшелоне — на обслуге. Обновление партии на данный момент идет по большей части за счет представителей ЮКОСа в партийном перечне. Партия не начинается. Напротив, на данный момент отмечается ее инволюция. Сравнительно не так давно Яблоко заявило чуть ли не о шестидесяти тысячах участниках партии.

Но это только статисты. В то время, когда в партии, к примеру, в региональном отделении, записаны 113 человек, а по уставу принимают ответ лишь зарегистрированные члены партии, которых на порядок меньше, то ясно, что эти лишние 100 человек — очевидная приписка для численности.

Известно всем нам, что по окончании прикрытия ЮКОСа рекламы Яблока как-то очень сильно поубавилось, что говорит о значимости этого нефтяного холдинга в жизни данной партии.

на данный момент мы видим, кроме того если судить по этому форму, что деньги опять появилсь. Откуда?

Формально они приобретают солидную часть денег от фондов и других некоммерческих организаций (НКО) или от неизвестных «частных лиц». Центризбирком много раз осуждал эту практику, а Государственной дума для борьбы с ней в декабре 2006 г. кроме того приняла особый закон.

Эй, яблочники, что находится в ваших яблочек?

Бизнес боится финансировать Яблоко

Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Кто финансирует российские партии? 7-09-2015, 01:49 | Опубл. Apolitikus | Категория: Статьи | Просмотров: 6746 Регионы, партии и кандидаты…

Декабрь 16, 2014 at 7:30 пп by Сергей Березин Партия «Свобода» не прошла в парламент, но как и раньше делается фигурантом разнообразные скандалов. То…

Ипотека в Российской Федерации показалась недавно, пройдя за маленький срок период становления, некоторого возрождения и кризисного спада. О национальных…

Сайт автора: Бизнес в сети с Е.Стрельниковым Создать собственный сайт и приобретать с него определенные суммы денег — это мечта многих людей. Но не у…

Как брать на eBay. Инструкция для новичков Май 21, 2014 | Создатель: JaneLi Мы уже давненько покупаем различные товары на eBay.com. друзья и Родители…

Партия «Свобода» не прошла в парламент, но как и раньше делается фигурантом разнообразные скандалов. То партийцы «Свободы» с фаерами и слезоточивым газом…

Кто осуществляет финансирование партий в России?

Современная партия — это мешок денег и «раскрученный» лидер

Регионы, партии и кандидаты готовятся к очередным региональным выборам, которые вскоре официально стартуют — в этом году голосование состоится 13 сентября. Причем выборы-2015 имеют особое значение, так как для партий и кандидатов это последняя возможность масштабно заявить о себе перед федеральной кампанией 2016 года. За последнее время изменилось очень многое — не только перечень существующих в стране партий, но и их фактические позиции.

Помимо анализа изменений электоральной географии и того, как меняется сам состав кандидатов, есть ещё один массив данных, позволяющий сделать определенные выводы о том, что происходит с партиями, — связанный с их организационно-финансовым потенциалом.

К сожалению, здесь возможности измерений довольно ограничены, мы можем надёжно полагаться только на данные об официальных счетах партий, но и они, особенно при ретроспективном анализе, позволяют делать интересные выводы.

Как известно из повседневной жизни, музыка звучит для всех, но мелодию выбирает тот, кто заплатил. Для жизни политической этот принцип ещё более актуален.

Доходы партий в 2014 году

Кто финансирует российские политические партии?

Источник

Как мы знаем из отечественной истории, КПСС действовала под лозунгом — «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Как актуален данный термин для современных политических партий?

Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи — В.И.Ленин

Источник

По состоянию на 5 февраля 2015 года Минюстом России зарегистрировано 77 партий. В 2014 году более 98% всех поступивших денежных средств из различных источников перечислено 6 организациям: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, Яблоко, Патриоты России — 5,5 млрд рублей. Другими словами, почти всё финансирование партийной системы страны приходится на 8% объединений, при этом партии «Яблоко» и «Патриоты России» не принимают прямого участия в выработке законов в Федеральном Собрании РФ.

74% всех средств в 2014 партии получили в 1 квартале*:

*Учитывались поступления только в виде денежных средств; поступления в виде иного имущества составили около 2% и не рассматривались.

График распределения поступлений денежных средств между российскими политическими партиями

Источник

Больше всего денег в 2014 перечислено Единой России — 37% от всех поступлений крупнейшим партиям РФ, ЛДПР — 34%, КПРФ — 14%:

Круговая диаграмма распределения поступлений денежных средств между российскими политическими партиями

Источник

Таблица №1. Основной источник финансирования — федеральный бюджет — 98—100% поступлений:

Источники финансирования Единая Россия КПРФ ЛДПР Патриоты России Яблоко Справедливая Россия
Федеральный бюджет 99,77% 98,31% 45,27% 0,00% 99,98% 100,00
Пожертвования 0,00% 0,11% 53,32% 45,58% 0,00% 0,00%
Гражданско-правовые сделки 0,23% 0,92% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
Региональные отделения 0,00% 0,66% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
Другое 0,00% 0,00% 1,41% 54,425 0,02% 0,00%

Исключения: Патриоты России, которые живут за счёт пожертвований и «других, не запрещённых законом поступлений» (чтобы это ни значило), и ЛДПР — пожертвования составили 53% финансирования. Интересно, что большинству партий пожертвования поступают от юридических лиц. Кроме КПРФ, которой перечисляют в основном физлица, в том числе и наличными, можно предположить, что простые граждане действительно участвуют в финансировании организации — в размере 0,11%.

Выводы:

  • Несмотря на большое количество партийных организаций в стране, реальные возможности участвовать в политической жизни есть у менее 8%;
  • Эти возможности обеспечены деньгами в основном из федерального бюджета,
  • Отсутствие в доходах как таковых членских взносов.

Обычно политические партии финансируют лица и организации, интересы которых они и представляют во власти. Рассмотрим, каким образом складывается структура финансирования российского партийного корпуса, которая как и в зарубежных странах, претерпела весьма существенные изменения.

Трансформация статуса партии как политического института.

Источники финансирования российских политических партий

Источник

Трудно не согласиться с суждением, что чисто общественный интерес не свойственен бизнесу по определению. Реализация экономических интересов бизнеса во многом зависит от его поддержки политическими структурами. Для обеспечения этого один из надёжных путей — финансирование политических партий. Поэтому каждая партия — это мешок с деньгами, вокруг которого образуется группа с лидером во главе, иногда обходятся даже и без лидера. Главное — это проталкивание интересов того, «кто девушку танцует».

Известно, что СПС, декларировавшая себя как праволиберальная партия, по существу всемерно поддерживающая крупный бизнес, имела в декабре 2003 г. самую высоко оплаченную избирательную кампанию — 7,3 млн. долл. В пользу СПС «сбросились» акционеры ЮКОСа, ТНК, ЛУКОЙЛа, компании «Базовый элемент», газового гиганта «ИТЕРА» («дочки» «Газпрома»), «Альфа-Эко» и пула компаний «Мегафон» и «Билайн» — общей суммой в $20 миллионов. Любопытно, что после провала СПС на выборах созданная специально для расследования причин этого внутренняя комиссия партии пришла к неутешительному выводу: до 2/3 предвыборного бюджета организации были разворованы.

Нетрудно представить себе, в чьих интересах голосовала фракция этой партии в Думе третьего созыва: по вопросам повышения минимальной оплаты труда (против), поддержки многодетных семей (против), ограничения трудовой пенсии (за), приватизации железных дорог (за),сохранение привилегий Ельцину (за) и тому подобное.

От $10 млн. до $20 млн. составлял бюджет партии «Яблоко». Её главным спонсором была компания «ЮКОС» в лице своих акционеров. При этом деньги проходили через «общества содействия…» — от развития Интернета до социальной и психологической адаптации инвалидов. У некоторых из них даже номера ИНН почти до самой последней цифры сходились.

Еще пример. Когда в июне 2003 г. Г.Селезнёв (тогда ещё на посту спикера Государственной Думы) выступил с предложением для прокуратуры и Счётной палаты «отследить феномен — откуда в Российской Федерации за 8—9 лет появились долларовые миллиардеры», то его резко не поддержали, выступили против все (кроме КПРФ) фракции.

Избирательные кампании по выборам депутатов в те годы в Государственную Думу показали, что многие крупные корпорации выступали как спонсоры одновременно нескольких партий, стоящих на резко противоположных позициях. Само по себе данное обстоятельство чревато крайне негативными последствиями. Возможно, их проявление уже наблюдается в нередких случаях единодушия в голосовании самых различных партий, чего, если верить их программам и декларируемым задачам, просто не могло быть.

Таким образом, есть основание предполагать, что спонсирование политических партий является направлением влияния на них, которое, возможно, в самой существенной мере способствует утрате ими статуса общественных, автономных, независимых организаций, представляющих интересы народа во властных структурах.

Порядок финансирования политических партий

С точки зрения формирования партийной кассы все российские партии делятся на две группы — получающие и не получающие государственное финансирование.

Финансовая поддержка партий из госбюджета предусмотрена ст. 33 Закона «О политических партиях», принятого в 2001 году. Ранее в 2003 году она составляла по 0,5 руб., с 2006 года — по 5 руб., с 2009 года — по 20 руб., с 2013 года — 50 руб., а с 2015 года — 110 рублей в год за одного проголосовавшего за партию избирателя. Подобная господдержка партий характерна для многих стран мира с капиталистической формой хозяйствования.

Право на госфинансирование, согласно закону о политпартиях, имеют не только те партии, которые прошли в Госдуму (преодолели 7% барьер), но и набравшие более 3% голосов избирателей. Также, согласно закону, правом на единовременную выплату обладают партии, которые выдвинули кандидатов на выборах президента РФ, и этот кандидат набрал не менее 3% голосов избирателей. Выплата таким партиям также производится в указанном размере за каждый поданный за кандидата голос… Таким образом, финансирование партий также увеличивается.

После появления госфинансировния важность поиска частных средств для системных партий неизбежно сократилась.

Если посмотреть данные за 2012—2014 годы, видно, что ситуация резко изменилась в 2014-м. При этом 2012 год не показателен, так как тогда госфинансирование партий было двойным — партии получили средства не только по итогам парламентских, но и президентских выборов (см. данные ЦИК по годам ).

Таблица №2. Сравнительная сумма формировании имущества политических партий в 2012—2014 (официальные данные ЦИК РФ — суммирование данных за кварталы, руб)

2012 (госбюджетное финансирование было двойным – за парламентские и президентские выборы) 2013 2014
ЕДИНАЯ РОССИЯ 3 015 788 888 1 848 160 854 2 147 620 706
КПРФ 962 048 464 699 734 909
(37,86% от поступлений ЕР)
995 177 632
(46,34% от поступлений ЕР в 2014)
ЛДПР 677 201 701.3 1 009 891 790 (54,64% от поступлений ЕР в 2013) 1 908 489 246
(88,87% от ЕР в 2014)
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 506 644 421.8 458 892 964.5 481 655 789
РОДП «ЯБЛОКО» 176 511 875 151 280 230 230 853 793
ПАТРИОТЫ РОССИИ 116 828 100 116 033 300 102 467 345
«Гражданская Сила» 3 041 500 12 835 000 12 282 000
«Гражданская Платформа» 24 252 510 223 082 376.6 31 259 726.36
«РОДИНА» 0 12 743 115 14 211 646.22
РПР-ПАРНАС 0 13 787 160 5 511 500
«Альянс зеленых и социал-демократов» 11 031 952 36 570 000 841 500
КОММУНИСТЫ РОССИИ 3 288 610 7 028 196.5 14 825 932.25

Больше всего бросается в глаза резкое увеличение в 2014 году поступлений в партийные кассы КПРФ и ЛДПР, при том что доходы «Единой России» выросли незначительно. Госфинансирование, определенное итогами выборов 2011 года, не изменилось, но ЛДПР по объемам поступлений почти догнала «Единую Россию» — дело, можно сказать, невиданное. Из этих 1 908, 5 млн рублей госфинансирование в 2014 году составило всего 424,5 млн, то есть нашёлся бизнес, который оказался готов потратить на партию ещё почти 1,5 млрд. Резко выросли и поступления в казну КПРФ — с 699,7 млн рублей в 2013-м до почти 1 млрд в 2014-м. Из них 297 млн рублей — частные средства. Никому не надо объяснять, насколько бизнес в стране чуток к политической конъюнктуре и боится вкладываться в любые проекты, которые могут быть восприняты властью как нелояльные.

Бизнес в принципе неохотно вкладывается «в политику», хотя спонсоры стали вкладываться в ЛДПР и КПРФ.

На этом фоне очень скромно выглядит «Справедливая Россия», на партийный счёт которой в эти годы деньги поступали в основном из госбюджета. Насколько известно, часть госфинансирования партия распределяет по регионам пропорционально их вкладу в результаты выборов. То, что практически нет ни физических, ни юридических лиц, вызывающихся помогать федеральной партии напрямую, более чем показательно, что никакой инициативной помощи партии от населения нет.

Резко в 2014 году выросло финансирование партии «Яблоко». Куда пошли эти средства, непонятно, учитывая сверхскромное участие партии в региональных и местных выборах. Стабильно финансирование и не имеющих господдержки «Патриотов России».

Бросается в глаза вызванный понятными причинами обвал финансирования «Гражданской платформы» — с 223 млн рублей в 2013 году до 31 млн в 2014-м. Действительно, число случаев участия партии в региональных выборах в 2014 году резко снизилось. Однако фактически полное прекращение финансирования началось только осенью 2014 году после ухода в отставку с поста фактического лидера партии Ирины Прохоровой.

Финансирование всех иных партий, судя по отчётам, или крайне незначительно, или отсутствует. Так что нетрудно сделать прогноз о том, активности каких партий в первую очередь стоит ожидать в 2015—2016 годах и на чьей стороне симпатии самой власти.

Анализируя приведенные данные, следует также отметить, что партии «Яблоко» и «Патриоты России» не являются парламентскими, то есть не принимают непосредственное участие в выработке и принятии столь важных для страны законов.

В каком русле работает, например партия «Яблоко», всем известно — это митинги, пикеты, протесты и так далее.

Не обессудьте, уважаемые читатели, что так подробно расписываем. Но это наши бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков. Хотя и направленные на партсчёт государством.

И хотелось бы знать, как эти выплаченные государством средства помогли партийным структурам улучшить благополучие, укрепить безопасность жителей России. Ведь руководитель партии «Яблоко» постоянно говорит, что их главная задача — забота о гражданах страны. Но если они «улучшают» (по их словам) нашу жизнь на наши деньги, то стоит отчитаться, куда данные деньги ушли, например, на страницах партийной прессы. Информацию можно публиковать и в иных изданиях.

А все ли члены вышеназванной партии знают о подобной бюджетной поддержке? И как партлидер отчитывается перед своими однопартийцами о расходовании бюджетных денежных средств?

Стоит также отметить, что центральное и региональное партийное руководство, являясь, как правило, депутатами Государственной Думы, региональных законодательных собраний, получает о-очень приличную зарплату в размере 100—150 тыс. руб., а возможно и более. Каждый депутат имеет штат помощников с зарплатой от 20 тыс. руб. и более. Плюс командировочные, бесплатная оргтехника, связь, проезд на транспорте в любой конец России.

С учётом сложной общественно-политической ситуации в стране, рядом депутатов Госдумы предлагается финансирование политических партий в России с 2016-го года сократить на 45%.

Соответствующий законопроект подготовил депутат Госдумы Игорь Зотов. По его словам, в случае снижения финансирования со 110-ти до 60-ти рублей за голос избирателя можно будет сэкономить более 3-х миллиардов бюджетных рублей, — пишут «Известия». Согласно результатам последних выборов в Госдуму, на финансирование партий ежегодно выделяется около 7-ми миллиардов рублей. Лидирует «Единая Россия» — у неё 3,5 миллиарда. У КПРФ 1 миллиард 400 миллионов (источник).

В России запретили финансирование партий иностранцами

Иностранный агент: в России запрещено финансирование политических партий иностранцами

Источник

Президент России Владимир Путин в ноябре 2014 года подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Федеральным законом устанавливается запрет на получение политической партией и её региональными отделениями пожертвований от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на заключение сделок с иностранными гражданами, иностранными и международными организациями, иными субъектами, от которых не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям.

Также закон предусматривает усиление административной ответственности за подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательных кампаний, кампаний референдума и использование этих средств. Одновременно устанавливается административная ответственность за незаконное финансирование деятельности политической партии, не связанной с её участием в выборах и референдумах, за нарушение политической партией требований об обязательном аудите её финансовой отчетности в предусмотренных федеральным законом случаях, за нарушение порядка и срока представления финансовой отчетности.

Кроме того, сведения о поступлении средств в избирательные фонды, фонды референдума и о расходовании этих средств размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своих сайтах в сети Интернет.

Также закон впервые устанавливает, что при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению подлежат сведения о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда на сумму свыше 50 тыс. руб., о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 25 тыс. руб., о количестве граждан, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 20 тыс. руб., о средствах, возвращенных жертвователям, а также об общей сумме поступивших в соответствующий фонд средств и общей сумме израсходованных средств.

При проведении федеральных выборов вдвое снижаются предусмотренные в настоящее время размеры финансовых операций по расходованию средств избирательных фондов, сведения о которых подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Федеральным законом также уточняются полномочия контрольно-ревизионных служб, создаваемых при избирательных комиссиях.

Таким образом, внесение изменений в действующее законодательство усиливает контроль за целевым расходованием средств, в том числе — за счёт средств бюджета, что очень правильно и своевременно.

Послесловие

Эмблемы российских политических партий

Источник

Как видно, существует определённая система финансирования политических партий за счёт средств федерального бюджета в целях их более эффективной деятельности в интересах населения. Чтобы было понятно, что выделяется немало средств на содержание политических партий, при этом данное финансирование превышает в разы по сравнению с уровнем инфляции и индексации пенсии (по годам), приведём данные, которые наглядно свидетельствуют уровень финансирования политических партий..

Таблица №3. Данные по уровню финансирования политических партий в сравнении с социальными показателями

Года/Показатели Ставка за 1 голос, руб. Уровень инфляции,% Индексация пенсий,%
2002 15,6 30,7
2003 0,5 11,99 17,7
2004 0,5 11,74 11,4
2005 0,5 10,91 12,7
2006 5,0 9,0 16,0
2007 5,0 11,87 20,4
2008 5,0 13,28 26,9
2009 20,0 8,8 14,27
2010 20,0 8,78 8,8
2011 20,0 6,10 10,65
2012 20,0 6,58 10,1
2013 50,0 6,45 8,3
2014 50,0 11,36 11,4
2015 110,0 9,39 7,1
Темп роста в год 3,62 раза 9,68 14,74

Таким образом, темп роста финансирования деятельности политических партий, в том числе непарламентских, превышает значительно уровень инфляции и индексации пенсий. Следовательно, партии обязаны работать более эффективно, поскольку существуют на средства налогоплательщиков.

Думается, что всех названных средств вполне хватает, чтобы порадеть за народное благополучие, укрепить партийные ряды и реальными делами поднять авторитет своей партии в глазах избирателей. Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.

Госфинансирование не единственный источник деятельности партийных структур, хотя и самый значимый. На счета партий поступают добровольные взносы от граждан, организаций, предприятий. Это немалые средства, исчисляемые миллионами рублей. Народ также должен знать, на что они расходуются. Открытость и прозрачность деятельности партий — необходимое условие завоевания доверия граждан и повышения внутрипартийной дисциплины.

А запреты на иностранное финансирование призваны не только оградить российского избирателя от зарубежного вмешательства в политический процесс в России, но и гарантировать соблюдение принципа политического нейтралитета государства. А избирателям в предстоящие выборы 2015—2016 годов надо более вдумчиво к голосованию, чтобы не получилось как с Петрозаводском.

Российские оппозиционеры: мы такие разные, а платят нам из одного кармана

Источник

В «Яблоке» рассказали о нехватке финансирования партии

Штаб партии «Яблоко»

Политическая партия «Яблоко» ведет переговоры о реформировании финансирования. Об этом рассказал «Ведомостям» ее заместитель председателя Сергей Иваненко.

Зампред отметил, что переговоры идут «трудно и долго», в партии объясняют это технической задержкой. По словам собеседника издания, если через месяц или полтора не будет принято решение о дополнительном привлечении финансовых средств в бюджет, то партия испытает «более серьезную проблему».

«Мы пытаемся восстановить бóльшую часть. У нас был резерв средств на три месяца, сейчас третий месяц заканчивается. Но рассчитываем к концу марта переговоры завершить и получить гарантии финансирования в течение года», — сказал Иваненко.

Он подчеркнул, что, если финансирование партии резко сократится, руководство может начать ограничивать свое присутствие в регионах и введет новый формат работы, когда отделения будут существовать только юридически. Как рассказала изданию член политсовета из Новосибирска Олеся Вальгер, отделение партии уже ищет новые источники финансирования, в том числе через фандрайзинг.

О том, с кем руководство партии ведет переговоры, Иваненко не уточнил, но отметил, что «любое финансирование бизнес должен согласовывать с администрацией президента». Собеседник «Ведомостей» в партии рассказал, что у основателя «Яблока» Григория Явлинского и первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко сложились плохие отношения. Это подтверждает и пресс-секретарь председателя партии Игорь Яковлев, который подтвердил, что денег в бюджете организации осталось на месяц. По его словам, партия вынужденно пошла на уменьшение своих расходов.

«Спонсоры есть, но идут переговоры по объемам. Мы восемь лет были без госфинансирования, в крайне экономном режиме, справимся и сейчас», — отметил пресс-секретарь.

Ранее, 11 марта, Явлинский в ходе заседания федерального политкомитета партии заявил, что «Яблоко» необходимо реформировать в «новую партию для новых целей и задач». По его словам, партия европейского типа не может существовать в России из-за «отсутствия свободных СМИ, независимого правосудия, независимого финансирования и честных выборов». В начале февраля «Яблоко» объявило о старте президентской кампании сооснователя организации — Григория Явлинского.

«Яблоко» ищет деньги на содержание партии

На заседании федерального политсовета «Яблока» в выходные обсуждался вопрос о реформе партии. Но участников заседания, судя по разговорам в кулуарах, больше волновал слух о том, что денег у партии осталось всего на месяц. На выборах в Госдуму «Яблоко» не преодолело 3%-ный барьер и лишилось госфинансирования.

«Яблоко» объявило о старте президентской кампании Григория Явлинского

«Мы ведем переговоры о финансировании, они идут трудно и долго, но пока мы рассматриваем это как техническую задержку. Если это продлится месяц-полтора, то будет более серьезная проблема», – признался «Ведомостям» зампред «Яблока» Сергей Иваненко. Госфинансирование (247 млн руб. в год) составляло почти 100% расходов, треть шла на поддержку 75 региональных отделений, поясняет Иваненко: «Мы пытаемся восстановить большую часть. У нас был резерв средств на три месяца, сейчас третий месяц заканчивается. Но рассчитываем к концу марта переговоры завершить и получить гарантии финансирования в течение года». По его словам, если финансирование резко уменьшится, то, возможно, придется вводить новый формат работы, когда региональные отделения существуют только де-юре.

Иваненко не называет людей, с которыми идут переговоры, но подчеркивает, что «любое финансирование бизнес должен согласовывать с администрацией президента». По словам собеседника в партии, у основателя «Яблока» Григория Явлинского и первого замруководителя администрации Сергея Кириенко плохие отношения еще со времен членства последнего в СПС. Иваненко это опровергает, но пресс-секретарь Явлинского Игорь Яковлев полагает, что это действительно так. Яковлев подтверждает, что денег осталось на месяц, и говорит, что партия уменьшает расходы – в частности, ожидаются сокращения в федеральном аппарате: «Спонсоры есть, но идут переговоры по объемам. Мы восемь лет были без госфинансирования в крайне экономном режиме – справимся и сейчас». Член политсовета из Новосибирска Олеся Вальгер сказала, что они уже ищут новые источники финансирования, в том числе через фандрайзинг. По словам лидера псковского отделения Льва Шлосберга, в январе – феврале финансирование было, деньги за март ожидаются по плану.

Планы партии

Необходимо расширить социальную базу партии и ориентироваться на большинство россиян, считает Слабунова. Она также предлагает привлечь к работе лидеров общественного мнения, наращивать присутствие в соцсетях, запустить радио и, возможно, газету и журнал «Демократ».

Что же касается реформы партии, о которой было объявлено в начале марта, то среди ее возможных направлений председатель «Яблока» Эмилия Слабунова назвала укрепление региональных отделений, постоянную работу с депутатами на местах и новые подходы к партработе – в частности, ставка будет делаться не на рост числа членов партии, а на волонтеров и тех, кто может привлекать фандрайзинг. При этом представители регионов на заседании критиковали партруководство за слабые управленческие решения и бюрократизм. «Это как Гайдаровский форум, где обсуждают, как сделать лучше экономику России, не меняя первого лица», – говорит собеседник в партии.

«Яблоко» достигло тупика, предъявляя себя как умеренную альтернативу протестному движению, получая некие госпреференции, и серьезное финансирование найти им будет сложно, считает политолог Михаил Виноградов: «Если «Яблоко» сумеет себя снова показать государству как альтернативу [оппозиционеру Алексею] Навальному, занимаясь его троллингом, что оно делало все эти годы, за исключением позиции по Крыму, то, может быть, административный статус партии вырастет. Но при сохранении Явлинского как фронтмена говорить о реформе сложно, а его уход – задача нерешаемая».

Финансовые сложности характерны для всех партий, кроме «Единой России», что связано с мерами государства по минимизации прямого участия крупного капитала в политике, говорит политолог Александр Пожалов. «Яблоку» нужно выигрывать конкуренцию за спонсоров на либеральном фланге, полагает он: «Пока же все видят, как Навальный открывает штабы в регионах и создает расследованиями напряжение вокруг фигур во власти и госкомпаниях. Для бизнеса, который хотел бы через публичные кампании повлиять на политику, он пока смотрится эффективнее». Чтобы вернуть внимание спонсоров, «Яблоку» нужно отказаться от позиций, позволяющих критикам маркировать партию как непатриотическую, в частности по Крыму, а также показывать успехи на выборах в регионах, считает Пожалов: «Вопрос лидерства скорее важен не для спонсоров, а для избирателей, от состава лидеров зависят электоральные перспективы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.