Расходные материалы для бензопил Статья
В этой статье мы поговорим про расходные материалы для бензиновых цепных пил. Вообще, они считаются довольно надежными инструментами, конечно, при должном обращении и соблюдении всех правил эксплуатации. Но ничто не застраховано от поломок, а некоторые элементы, такие как цепь, рано или поздно в любом случае нужно менять. Поэтому их и называют «расходные материалы». В отдельную категорию можно выделить запчасти, которые к расходным материалам не относятся, но могут потребоваться и они. Правда, только в случае незапланированной поломки. Это может быть стартер, карбюратор и другие детали, о них мы расскажем в самом конце нашей статьи и довольно коротко. Ну а в основном мы будем говорить именно про расходные материалы, которые приходится менять чаще всего, в том числе и про топливо, где тоже есть свои нюансы.
Также стоит отметить, что бензопила более требовательна к обслуживанию, чем цепная электропила, про это мы рассказывали в отдельном материале. Если вы покупаете её для дачи, где есть возможность подключения к электросети и использовать вы будете её только на участке, то вполне возможно, что вам лучше выбрать электрический вариант. Ну а если вы выбрали бензиновый, советуем внимательно прочитать инструкцию от производителя и своевременно проводить необходимое техническое обслуживание. Особенно это относится к недорогим моделям, которые обычно относят к бытовым. Нельзя сказать, что они плохие, но запас прочности из-за более низкой цены у них в любом случае меньше, чем у профессиональных моделей. Это не хорошо и не плохо, просто это факт. Поэтому они требуют более внимательного обращения, конечно, если вы хотите, чтобы ваша бензопила прослужила вам очень долго. Но перейдем к расходным материалам.
Цепь для бензопилы
Этот раздел нашей статьи будет самым большим просто потому, что про цепь бензопилы можно написать отдельную статью и она не будет очень короткой. Цепь является основным расходным материалом, который более всего подвержен износу. От состояния цепи зависит производительность работы, кроме того, это зависит также и от её параметров. Да, большинство в случае необходимости просто покупают цепь аналогичную той, которая изначально была установлена на бензопиле. Такой подход имеет смысл хотя бы потому, что он самый простой, тут не нужно думать над выбором, а цепь наверняка подойдет. Но не всегда это оправданно, иногда имеет смысл выбрать цепь с другими характеристиками. Она может быть более производительной, прослужить гораздо дольше, либо рез будет более чистый, иногда нужно и это. Поэтому ниже мы поговорим про основные параметры цепей для бензопил, которые нужно учитывать при их выборе.
Совместимость
В первую очередь нужно поговорить про вопросы совместимости, это базовые параметры, которые должны совпадать с параметрами шины бензопилы. Если же вам нужна цепь с другими параметрами, которые не подходят под шину, то менять нужно и её. Впрочем, это не всегда допустимый вариант, подробнее об этом мы расскажем ниже.
Длина цепи. Вне зависимости от других параметров, вам нужно в первую очередь определиться с длиной цепи. Она зависит от размеров шины, если купить цепь меньше, то вы попросту не сможете её использовать. Если она будет существенно больше, то пользоваться её также не получится — она будет провисать. Да, цепи могут провисать, в бензопилах предусмотрена возможность их подтяжки, но мы говорим про слишком большое провисание, устранить которое не получится. В параметрах цепи прямо указывается, под размер какой шины она предназначена. Если шина 45 сантиметров, то нужно подбирать цепь именно под это значение. Реже длину шины указывают в дюймах, но тут по сути ничего не меняется. Альтернативным вариантом будет количество звеньев, от которых зависит длина цепи, можно посчитать и их. Также нужно отметить, что длина не зависит от таких параметров, как высота профиля, шаг и толщина.
Толщина. Тут подразумевается толщина ведущего звена (он называется «хвостовик»). Размер тут может быть от 1,1 до 2 миллиметров. В целом, чем больше ширина цепи, тем производительнее бензопила (если её мощности хватает), но тем менее аккуратным будет рез. Тут тоже речь про вопрос совместимости, у шины есть паз, который должен подходить по толщине. Если цепь тоньше или толще, то она не подойдет. В паз меньшего размера установить её не получится, а если паз больше, то производительность работы упадет, так как цепь будет «гулять», в общем, от этой идеи лучше отказаться.
Шаг цепи. Вообще, он считается ключевым параметром и является расстоянием между режущими звеньями. Шаг бывает 0,325, 0,375 и 0,404 дюйма. Мы про это подробно рассказывали в статье, где говорили о том, как выбрать бензопилу, тут коротко напомним, что чем больше шаг, тем для более мощной, тяжелой и производительной бензопилы эта цепь предназначена. Тут тоже вопрос совместимости с шагом звездочки, должно быть полное соответствие. Также должна быть подходящая шина. Поэтому если вы захотите установить цепь с другим шагом, вам нужно будет поменять не только шину, но и ведущую и ведомую звездочки. Правда учитывайте, что у бензопилы должна быть достаточная мощность, на маломощные модели устанавливать цепь с максимальным шагом смысла не имеет, никакой эффективной работы не получится, да и для самой бензопилы это попросту опасно. В том плане, что она может сломаться.
Другие параметры цепи
Итак, мы разобрали основные вопросы совместимости. Если вы пилите время от времени, то есть, покупали бензопилу на всякий случай, то на этом можно остановиться. То, о чем мы будем говорить в этом разделе, относится к повышению эффективности, производительности, качеству реза и работе с разными материалами. Но чаще всего это имеет смысл только при профессиональной работе, а при бытовом использовании никакого значения не имеет. Тем не менее, в определенных случаях эти параметры могут быть очень важными, поэтому поговорить о них стоит.
Тип пила. Он может быть продольным или поперечным, большинство цепей для бензопил предназначены для поперечного пила, так как в большинстве случаев пилить приходится именно так, а не вдоль волокон. Вообще, чтобы пилить древесину вдоль волокон лучше использовать циркулярную пилу или даже пильный станок, это так, маленькая ремарка. В случае с цепью для бензопилы разница будет в угле заточки. Для поперечного распила угол может быть от 25 до 35 градусов, для продольного не больше 15, а иногда и 5, что как раз и позволяет более эффективно пилить продольно волокнам.
Высота профиля. Тут выделяют как низкопрофильные пилы с высотой профиля 0,635 миллиметра, так и высокопрофильный, где этот показатель 0,762. Может показаться, что разница незначительная, на глаз определить это сможет далеко не каждый человек. Но с практической точки зрения, то есть, при работе с бензопилой, разница будет ощутимая. Если у цепи высокий профиль, то она будет отличаться более высокой производительностью, так как она глубже погружается в древесину. Но в результате будет много крупной стружки и, что хуже, сильные вибрации. Низкопрофильные являются противоположностью. Но наличие вибраций и других эффектов также связанно с шагом цепи, поэтому сегодня для большого шага чаще делают низкопрофильные цепи, для маленького шага наоборот. Но, никто не мешает вам попробовать поставить высокопрофильную цепь с большим шагом, в продаже есть и такие. Но будьте готовы, что работать с ней может быть довольно трудно, такое сочетание можно назвать агрессивным». Но зато и производительность будет очень высокая, многие выбирают такой вариант тогда, когда пилить нужно много, а качество (чистота и т.д.) реза никакого значения не имеет.
Геометрия зубьев. Отдельно стоит сказать про геометрию зубьев цепи, где выделяют два варианта. Первый это чипперный, также может называться «серп», он имеет серповидную форму. Второй вариант это чизельный или в простонародье «семерка», похож на цифру 7. Чизельный вариант встречается на мощных и профессиональных инструментах, он обеспечивает очень высокую производительность, но взамен приходится платить более быстрым износом и сложной заточкой. Чипперные более легки в заточке, просто потому, что тут не нужно четко соблюдать угол, но производительность несколько меньше, а нагрузка на бензопилу больше. В большинстве бытовых бензопил небольшой мощности используются именно чипперные зубья.
Что еще нужно знать про цепи для бензопилы
Расскажем еще про несколько важных моментов и перейдем уже к другим расходным материалам для бензопил, про которые рассказывать нужно гораздо меньше. Стоит упомянуть твердосплавные цепи, которые отличаются тем, что имеют напайки из победита. Сразу скажем, что если вы используете бензопилу время от времени, покупать подобную цепь нет никакого смысла. Да, возможности у твердосплавных цепей куда выше, они лучше режут, могут использовать для пиления промерзшей и особо твердой древесины, производительность у них гораздо лучше. Но хотя напайки из победита твердые, они все равно хрупкие и требуют особого обращения. Ну и самое главное, такие цепи стоят в несколько раз дороже, поэтому их покупка целесообразна только при определенных условиях.
Также может иметь значение порядок следования режущих звеньев. В стандартом варианте на один режущий зуб приходится два соединительных звена, такой вариант самый распространенный. При полупропуске между парой режущих звеньев устанавливается одно соединительное звено. При пропуске соединительное звено устанавливается после каждого режущего зуба. Чем меньше пропуск, тем более производительная будет цепь, но и цена её будет выше. Наименее производительные это цепи с пропуском, кроме того, из-за того, что режущих звеньев у них в принципе меньше, они изнашиваются гораздо быстрее. Тут рекомендация однозначная: покупайте стандартный вариант. На этом мы заканчиваем разговор про цепи для бензопил, мы разобрали все, что нужно знать про их выбор. Стоит только добавить, что цепь нужно своевременно затачивать и подтягивать, а также чистить. Эти простые действия нужны не для продления срока её службы, а для повышения производительности. Заточка цепи бензопилы это уже тема для отдельной статьи, в рамках этого материала мы это затрагивать не будем, а перейдем к следующим расходным материалам.
Как выбрать шину для бензопилы
Здесь все довольно просто, в большинстве случаев речь идет только про совместимость, за исключением случаев, когда хотят поставить цепь с другими параметрами, под которую нужна шина. Не стоит думать, что шина бензопилы не является расходным материалом, на самом деле она относится именно к ним. Да, проблемы с шиной встречаются реже, чем с цепью, на которую приходится основная нагрузка, но они бывают. Про различные неисправности мы говорили в отдельной статье, поэтому тут повторяться не будем. Но, например, самое частое это износ стенок паза, который может быть равномерным или неравномерным. И чем больше износ, тем сложнее будет работать бензопилой, поэтому в таких случаях вариант только один — замена шины.
Если речь идет про замену шины под другую цепь, то выбор нужно делать исходя из этих параметров, если речь идет о замене шину на аналогичную, то тут нужно просто подобрать такую же. Либо прийти со старой в магазин, либо выбрать подходящую по характеристикам в интернет-магазине. Сложного тут ничего нет, более того, когда мы выше говорили про цепи, мы уже касались параметров шины, поэтому особо много тут уже не добавить. Тем не менее, мы считаем нужным хотя бы коротко рассказать про основные параметры шин, которые нужно учитывать при их выборе, а также рассказать и про несколько других нюансов.
Длина. Про это мы писали, тут должно быть полное соответствие. Конечно, имеется в виду соответствие длине цепи, на большинство бензопил можно ставить шины разного размера, правда, лучше так не делать. Например, если бензопила изначально поставлялась с шиной длиной 40 сантиметров, то вы можете поставить такую же, либо меньшую. А вот больше 40 сантиметров лучше не ставить. Дело тут в том, что увеличиться площадь соприкосновения с древесиной, вообще, это приводит к повышению производительности. Но только в том случае, если мощности двигателя хватает. В большинстве случаев, при увеличении длины шины, мощности хватать не будет, поэтому двигатель будет работать на пределе, а из-за такой высокой (и главное постоянной) нагрузки его ресурс сильно сократиться.
Толщина направляющего шины. Толщина шины может быть от 1,1 до 2 миллиметров, это мы также обсуждали выше. Тут должно быть совпадение, если толщина направляющего паза будет меньше, чем ширина цепи, то вы её попросту не установите. Если она будет больше, то цепь может соскакивать, что потенциально очень травмоопасно.
Шаг звездочки и паза. Тут все аналогично, про шаг цепи мы говорили ниже, в случае с шиной должно быть совпадение, чтобы цепь встала в паз и нормально по нему ходила.
Хвостовик. И здесь речь идет про совместимость. На хвостовике есть пазы для крепления шины, кроме того, здесь распложены отверстия для подачи масла на паз шины. Все это должно совпадать чтобы вы без проблем установили шину и подача масла не прекратилась. Впрочем, тут зачастую даже выбирать не нужно, так как к нашему счастью большинство производителей договорились использовать одинаковые хвостовики. Отличия могут быть, но зачастую это относится к особо мощным и тяжелым профессиональным моделям, которые используются в определенных сферах.
Разумеется, каждый производитель бензопил рекомендует установку только шин собственного производства. В принципе, в этом есть смысл, будет понятное качество, гарантированная совместимость. Другое дело, что расходные материалы от производителя обычно продают с очень большой наценкой, бензопилы тут исключением не являются. Можно пойти таким путем, а можно попытаться сэкономить и поискать шину от другого производителя. Однозначного совета тут дать нельзя, каждый подход может быть как хуже, так и лучше.
Другие расходные материалы и комплектующие
Про другие комплектующие и расходные материалы поговорим гораздо короче, по пунктам. Чаще всего вам придется менять шину или цепь, поэтому про них мы рассказали максимально подробно, ну а остальное имеет смысл обсудить коротко.
Фильтры. Они используются для фильтрации топлива, которое поступает в двигатель и карбюратор. Они относятся к расходным материалам, меняют их даже чаще, чем шины, но про них рассказывать особо нечего. Периодически их нужно чистить или менять, при покупке голову ломать не стоит, нужно просто выбрать аналогичные.
Звездочка. Это также расходный материал, так как любая звездочка в ходе эксплуатации изнашивается, это неизбежно. Про них мы уже упоминали выше, но имеет смысл рассказать немного подробнее. Звездочек две: ведущая расположена на самой бензопиле, ведомая на конце шины, она служит для выравнивания натяжения. И тут вопрос выбора в основном заключается в совместимости, но есть некоторые моменты. Звездочки бывают разборными или цельными, первый вариант предпочтительнее, так как заменить их проще и дешевле. В этом случае можно заменить только венец, который стоит дешевле, чем вся звездочка в целом. Про процесс демонтажа и замены мы здесь рассказывать не будем, принципиальных сложностей там нет, да и в документах к бензопиле должны быть подробные инструкции.
Стартер. Стандартный стартер это катушка с рукояткой и возвратной пружиной, на рукоятку намотан шнур. Бывает так, что шнур обрывается, в этом случае его нужно заменить, в продаже есть специальные шнуры для бензопил. Если шнур прокручивается свободно, то тут уже речь идет не о замене, а о ремонте. Причин та может быть несколько, например, может заклинить механизм. Иногда приходится менять отдельные элементы.
Карбюратор. К расходным материалам точно не относится, чаще проблемы с ним решаются обычным техническим обслуживанием, но иногда и он может быть под замену. Признаками неисправности могут быть прерывание работы через несколько секунд после запуска, отказ бензопилы запускаться в принципе, слишком большой расход топлива и т.д. К сожалению, не всегда возможно найти подходящий карбюратор. Да и вообще, если проблема именно с ним, то тут нужно идти в сервисный центр, самостоятельно починить это можно очень редко. Хотя бы по причине отсутствия запчасти. Ну а если это производитель, у которого сервисных центров в нашей стране нет, то иногда бензопилу приходится просто выкидывать.
Это все расходные материалы и запчасти, про которые мы хотели рассказать. Про некоторые элементы, такие как двигатель или мелкие детали говорить особого смысла нет, все это мы разбирали в статье про неисправности бензопил. Там речь идет только о том, чтобы найти совместимую деталь и заменить её.
Важность хорошего топлива
В заключительной части несколько слов скажем про топливо. Оно довольно серьезно влияет на ресурс бензопилы, поэтому эту тему игнорировать точно не стоит. Во-первых, споры о том, какое топливо нужно заливать, можно закрыть на том, что для бензопил используется АИ 92. Попытки использовать с большим октановым числом закончатся плохо для вашей бензопилы. Относительно приготовления топливной смеси, то есть, пропорций масла и бензина также есть разные мнения, от 1:25 до наиболее распространенного 1:50. Но на самом деле это зависит от конкретной бензопилы, в частности от того, насколько эффективно работает смазка. Каждый производитель дает свои рекомендации относительно приготовления топливной смеси, тут не может быть другого мнения, кроме как следовать этим рекомендациям.
Некоторые почему-то думают, что бензопила достаточно грубый и даже брутальный инструмент, для которого качество топлива особого значения не имеет. Мол работать она может в самых суровых условиях, что ей топливо плохого качества или даже немного грязное. Ну хорошо, если вы пару раз зальете такое топливо, то ничего плохого может и не будет, но если заливать его регулярно, то никакие внутренние фильтры могут и не помочь. Бензопила попросту выйдет из строя, при этом зачастую починить её самостоятельно будет невозможно и придется идти в сервисный центр. А цены на ремонт там могут быть такие, что если речь идет про недорогую бытовую пилу, проще будет выкинуть её и купить новую. Но лучше до этого не доводить и внимательно следить за качеством топлива.
Как правильно выбрать цепь для бензопилы
Цепь бензопилы выполняет важную функцию при работе. Именно от неё в большей степени зависит производительность и скорость реза.
Правильно подобрав пильную гарнитуру для бензопилы с малой мощностью, можно значительно увеличить характеристики её работы. В этой статье рассмотрим виды цепей и их основные параметры.
Из чего состоит
Современная пильная цепь сделана из звеньев трех типов:
- ведущие;
- соединительные;
- рабочие.
Рабочие зубья делятся на левосторонние и правосторонние. Ведущие, их еще называют хвостовиками, устанавливаются между соединительными и рабочими с определенным шагом, который зависит от размеров звеньев. Соединительные, как понятно из названия, объединяют рабочие и ведущие звенья.
Два основных вида, которые сейчас можно встретить в продаже: чипперные и чиззельные цепи. Разделение основано на индивидуальных параметрах и форме рабочего зуба.
Чипперные — более универсальные.
Они могут применяться, как обычными пользователями для работы в быту, так и профессионалами для продольного пиления. Наиболее часто профессионалы используют пильные цепи такого вида на бензопилах, работающих в пилорамах типа LOGOSOL. Они, при условии соблюдения необходимого угла заточки (10 0 ), способны быстро пилить вдоль волокон, что в пилораме самое важное, при этом их работоспособность и высокая производительность сохраняется длительное время. При необходимости цепи такого вида, как и остальные, можно затачивать, применяя для этого напильник или заточной станок.
Чиззельные – показывают большую производительность при поперечном резе.
Используются профессионалами при валке и раскряжевке. Углы атаки такой цепи агрессивные, она легко врезается и быстро режет, но только поперек волокон. Скорость реза вдоль, даже при условии правильной заточки, у такой гарнитуры меньше.
Ниже представлено видео о видах цепей и критериях выбора для бензопилы. В нем подробно рассказывается об основных параметра гарнитуры. Показывается, как выглядят звенья разных типов и размеров. Большое внимание уделяется шагу и ширине.
Специальные
Отдельным видом цепей для бензопил являются твердосплавные, специального назначения. К таким относятся цепи для резки бетона, газобетона или аварийно-спасательных работ. Конструкция зуба в такой гарнитуре включает в себя победитовую напайку, которая и позволяет пилить бетон, тонкий металл, арматуру, стекло.
Стоят подобные цепи очень дорого. Рядовому пользователю покупать их не целесообразно.
Параметры пильной цепи
Цепи для бензопил принято разделять по следующим параметрам:
- Шаг или расстояние между соседними тремя заклепками.
- Ширина посадочного звена.
- Количество звеньев.
- Вид режущих зубьев.
Параметры гарнитуры сочетают в себе различные комбинации, от чего зависят конечные результаты, качество и скорость реза.
Например, гарнитура может иметь такие параметры: шаг 3/8, длину 52 звена, ширину паза 1,3 мм, вид режущего зуба чиппер. Опытный специалист, оценив данные, скажет, что она предназначена для продольного реза и имеет средние показатели производительности и отдачи. Цепи такого типа могут устанавливаться на бензопилы бытового назначения, т.к. они более универсальные.
Давайте разберемся, почему он делает такие выводы.
- Шаг цепи 3/8. Такой шаг может применяться на бензопилах средней и низкой мощности. На сегодняшний день это самый популярный вариант шага. Подробнее о шаге цепи и его видах вы можете почитать в статье посвященной этому параметру, перейдя по ссылке.
- Второе, это форма зуба. Чиппер – в переводе с английского означает рубить в щепки. Такая форма имеет большую площадь рабочей кромки, за счет чего не режет, а разрубает волокна древесины. Применяются в основном для продольного реза, или поперечного, но на бытовых бензопилах, где скорость и качество особой роли не играет. Чизельные цепи режут лучше и быстрее поперек. Для продольного реза они не используются. Чизель в переводе резец, долото. Кромки такого зуба очень острые и тонкие, сама форма отличается агрессивными углами. Использовать чизельные цепи для продольного или фигурного реза не рекомендуется, к тому же они имеют высокую отдачу, т.к. врезаются в древесину быстрее и эффективнее.
- Длина 52 звена, говорит о том, что эта цепь устанавливается на 14-дюймовую шину (35 см). Их ставят на бензопилы бытового назначения.
И последнее, что дает основание отнести гарнитуру к среднему классу производительности, это ширина посадочного паза. В основном встречается три варианта ширины, это: 1,1 мм, 1,3 и 1,5.
Ширина паза прямо пропорциональна ширине пропила и зависит от размеров зуба. Чем ширина паза больше, тем шире рез и наоборот. Цепи с минимальным показателем ширины отличаются низкой отдачей и скоростью реза. В основном, такие устанавливаются на бензиновых высоторезах и цепных пилах малой мощности.
Гарнитура с посадочным 1,3 мм может устанавливаться как на бытовых, так и на полупрофессиональных и профессиональных бензопилах, шаг цепи при этом может быть разный.
Ширина 1,5 мм ранее применялась только на цепях для профессионального использования. В последнее время, в связи с тем, что рынок заполонили мощные и доступные бензопилы китайского производства, такие цепи стали использоваться и на них.
Ширина 1,6 мм и 2 мм. применяется исключительно на профессиональных и промышленных пилах.
Какая лучше
С параметрами разобрались, теперь посмотрим, какая цепь для бензопилы лучше и почему. Вопрос этот актуальный, т.к. всем хочется использовать только самое лучшее, но по каким критериям определить какая цепь лучше, а какая хуже. Лучше, значит быстрее, или лучше – безопаснее?
У всех видов есть как преимущества, так и недостатки. Например, чизельная с размером посадочного 1,5 мм и шагом 0,404 дюйма, самая опасная. У нее высокая отдача, её тяжело контролировать, но в тоже время, она отличается от других лучшими показателями скорости реза и производительности.
Мы думаем, что решать какая цепь для бензопилы лучше, а какая хуже, должен потребитель, основываясь на свой опыт. Мы можем только рассказать о фактах.
Как подобрать
Вопрос подбора актуален для малоопытных пользователей. Профессионалы знают о гарнитуре практически все и умеют выбирать то, что им нужно. По этой причине, наши советы будут ориентированы именно на любителей, а не на профи. Итак, приступим.
Для того чтобы правильно выбрать нужно:
- Знать характеристики бензопилы, а именно шаг и длину шины. Опираться на название и модель бензопилы при выборе не стоит, т.к. на одну бензопилу могут устанавливаться шины различной длины и ширины посадочного звена.
- Заранее определиться с объемом и видом работ, для которых планируется её использовать. Если пилить поперек, то выбираем чизельные, вдоль – чипперные.
Важно! Затачивать под продольный рез (10 0 ) придется самостоятельно или в сервисном центре. Гарнитура, заточенная для продольного реза, в продаже встречается редко.
Отдельно нужно упомянуть о выборе гарнитуры Штиль. Если вы планируете купить цепь этого производителя (они на сегодняшний день считаются самыми качественными), то для выбора лучше воспользоваться специальной формой поиска, которую можно найти на сайте компании.
Введя в форму поиска данные бензопилы, программа автоматически выберет и предложит вам подходящие варианты. Сервис удобный, но имеет один большой минус, подбор ведется только по моделям бензопил Штиль. Для того чтобы подобрать цепь для пил других брендов, придется вооружиться каталогом.
Тест-драйв цепей
Представляем вашему вниманию интересное видео, автор которого показывает производительность цепей разных брендов: Husqvarna, Stihl, Oregon и другие.
Как посчитать звенья
Многие пользователи не знают, как правильно посчитать количество звеньев цепи, хотя делается это достаточно просто. Считать лучше по хвостовикам. Для того чтобы не сбиться при подсчете, хвостовик с которого начинаете считать, нужно пометить. Сделать это можно маркером или приклеив на него бумажку.
Второй вариант подсчета — считать количество соединительных звеньев. Быстрее считать парно, для этого цепь нужно размотать, сложить пополам и разложить на ровной поверхности, например, на столе.
Важно! При подсчете не критично ошибиться на одно звено в большую сторону. Если недосчитаться одного звена, то при выборе и покупке запасной цепи можно сделать ошибку и приобрести короткую цепь, установить которую на бензопилу будет невозможно.
Как узнать какая гарнитура на бензопиле
Определить тип цепи, которая установлена на бензопиле, можно несколькими способами. Если пила новая, только купленная, то тип и размер цепи указываются в документах (руководстве пользователя, в разделе характеристики). Если пила уже успела поработать и не известно, менялась ли гарнитура за время эксплуатации, то определить тип цепи можно проведя следующие действия:
- Снять гарнитуру и посчитать количество звеньев.
- При помощи штангенциркуля померить ширину хвостовика.
- Визуально определить тип режущего зуба. Острые боковые грани — чизельный, плавные грани — чипперный.
- Линейкой или штангенциркулем померить шаг цепи.
Важно! Неправильно снятые размеры могут привести к тому, что новая цепь не установится в шину бензопилы или будет иметь шаг отличный от шага звездочек, поэтому при проведении замеров нужно быть более внимательным.
Еще один вариант определить размеры, который не требует использования измерительного инструмента — это посмотреть маркировку. Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя. Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично.
Некоторые производители, например, Орегон, на хвостовик своей продукции наносят номер модели. Зная номер, можно без труда определить характеристики цепи, найдя информацию о модели в каталоге.
Заключение
Мы рассмотрели виды и особенности гарнитуры для бензопилы, рассказали, как можно посчитать количество звеньев и определить, какая цепь установлена. Если у вас остались вопросы или вы желаете что-то уточнить, пишите в комментарии, мы обязательно ответим.
Запуск и обкатка бензопилы: основные правила первого пуска
ЦЕПНЫЕ ПИЛЫ
Предварительная обкатка бензопилы после первого запуска является обязательной процедурой, как для нового, так и для восстановленного инструмента.
Процесс позволяет увеличить срок службы силового агрегата и пильной гарнитуры за счет притирки подвижных узлов и деталей, в режиме щадящих нагрузок. Для новичков процедура обкатки позволяет приобрести навыки работы с цепным инструментом.
Подготовка к первому запуску бензопилы
Процесс первого запуска бензиновой пилы перед обкаткой должен осуществляться с установленной шиной и одетой на нее цепью. Производить пуск двигателя без пильной гарнитуры не рекомендуется, так как двигатель не получит необходимой нагрузки.
Работа силового агрегата на высоких оборотах ускорит его преждевременный износ и выход из строя.
Высокие обороты двигателя без установленной шины, цепи и крышки сцепления во время запуска может травмировать оператора освободившейся муфтой сцепления.
Помимо установки и настройки гарнитуры, перед пуском бензинового двигателя цепной пилы каждый ее обладатель должен выполнить два важных приготовления:
- Правильно подготовить топливную смесь;
- Убедиться в наличии смазки, поступающей в каналы шины, смазывающие цепь.
Как правило, в новых и отремонтированных бензопилах, подвижные узлы притираются в процессе небольших нагрузок даваемых на инструмент во время обкатки.
Для того, чтобы инструмент вышел на номинальную мощность потребуется выработать около 7…10 баков топливной смеси.
Приготовление топливной смеси для цепной пилы
Поскольку на большинство цепных пил, доступных потребителю, производитель ставит двухтактные моторы, не предусматривающие отдельной смазки трущихся деталей, очень важно при обкатке приготовить правильную топливную смесь.
Готовится она из бензина и двухтактного моторного масла в определенной пропорции, рекомендуемой заводом изготовителем бензопилы.
Какой бензин брать для топливной смеси
За основу берется бензин с октановым числом не менее 90. Для России, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ оптимальным вариантом топлива будет марка АИ-92.
Избегайте применения сомнительных видов топлива, а так же использования каких либо присадок, повышающих октановое число. Со временем присадки теряют свои свойства, а бензин становится низкомарочным.
Использование топлива с низким октановым числом при обкатке и эксплуатации цепной бензопилы вызывает неравномерную работу двигателя и его постукивание. При этом наблюдается повышение температуры мотора и увеличение нагрузки на коренные подшипники.
Мнимая экономия чаще всего приводит к выходу из строя цилиндро-поршневой группы, требующей существенных средств для ее восстановления.
Не допускается при обкатке бензопилы использование бензина, хранившегося более 2-х месяцев. При длительном хранении в топливе начинают происходить естественные процессы полимеризации и смолообразования, что приводит образованию нагара в камере сгорания.
Часто у новоиспеченных владельцев бензопил возникает вопрос, какой бензин лить в бак инструмента: этилированный или неэтилированный?
Этилированное топливо применяется для пуска двигателя без катализатора. Если же Ваша пила с катализатором (зеленая крышка бензобака), то используйте неэтилированный вид топлива.
Какое масло использовать в топливной смеси, и в каких пропорциях
Как для обкатки, так и для постоянной эксплуатации бензопилы используется двухтактное моторное масло. Если не хотите рисковать и экспериментировать, то приобретайте смазку рекомендуемую производителями инструмента.
Как правило, для них ГСМ изготавливают под заказ крупные компании. Это позволяет производителю цепных пил и прочего бензоинструмента гарантировать надлежащий пуск и безотказную работу своих изделий.
Поскольку фирменные масла для бензопил Husqvarna, Stihl, Partner, Oregon, Jonseredразливают из одной бочки, то обкатать инструмент можно любом из указанных.
При этом очень важно учитывать рекомендации как на инструкциях к маслам, так и рекомендации производителей цепных пил. Используя фирменные ГСМ, при приготовлении топливной смеси, придерживайтесь инструкции по эксплуатации бензоинструмента.
Рекомендуемые пропорции ГСМ при приготовлении топлива
Обкатываемая бензопила | Пропорция | Бензин, (литры) | Масло, (литры) |
Husqvarna до 1,5 кВт | 1:40 | 1 | 0,025 |
Husqvarna свыше 1,5 кВт | 1:50 | 1 | 0,020 |
Stihl до 1,5 кВт | 1:40 | 1 | 0,025 |
Stihl свыше 1,5 кВт | 1:50 | 1 | 0,020 |
Partner | 1:40 | 1 | 0,025 |
Partner | 1:33 | 1 | 0,030 |
В случае отсутствия фирменных масел обкатывать новую бензопилу можно используя смазочные материалы сторонних производителей класса JASOFB или ISOEGB.
Согласно инструкции соотношение компонентов берется из расчета 1:33. При этом производитель инструмента не рекомендует брать четырехтактные моторные масла и двухтактные для лодочных моторов с водяным охлаждением, маркируемые как TCW.
Для обкатки бензопилы «Урал» и «Дружба» топливная смесь готовится из расчета 1:15. То есть на 1 литр бензина потребуется добавить 66 мл масла. После притирки всех деталей пропорцию доводят до 50 мл на 1 литр топлива.
Готовить топливную смесь для обкатываемой бензопилы следует в чистой емкости, предназначенной для хранения ГСМ.
- Отлейте в тару половинную порцию необходимого бензина;
- Добавьте требуемое количество масла;
- Аккуратно смешайте компоненты;
- Влейте оставшийся бензин и перемешайте.
Проверка наличия смазки
Следующий этап, предшествующий успешному запуску бензопилы, не только при обкатке, но и в процессе эксплуатации инструмента — проверка наличия смазки.
- Наличие масла в бачке;
- Проверка смазочных каналов пильного полотна;
- Наличие смазки на игольчатом подшипнике ведущей звездочки;
- Присутствие смазки на ведомой звездочке.
В случае необходимости перед обкаткой и каждым запуском прочистите каналы на шине пилы и смажьте ведущую звездочку. При отсутствии смазки на ведомой звездочке воспользуйтесь консистентной смазкой или ЛИТОЛОМ.
Первый пуск бензопилы
После всех приготовлений и проверок самое время произвести первый запуск приобретенной бензопилы с последующей ее обкаткой. Поскольку двигатель инструмента холодный, мы приведем алгоритм холодного пуска.
Для этого установите пилу на устойчивую поверхность, таким образом, чтоб пильная шина с цепью ни чего не касались и проделайте следующий ряд действий:
- Устанавливаем цепной тормоз в нерабочее положение путем отведения ручки тормоза в направлении передней ручки. При этом ручки должны соприкоснуться.
- Включаем зажигание, переведя переключатель в крайнее левое положение.
- Далее переводим заслонку подачи воздуха в положение закрыто.
- Для обкатываемых бензопил с декомпрессионным клапаном его необходимо нажать, что бы уменьшить сопротивление и облегчить запуск агрегата.
- Дроссельную заслонку переводим в пусковое положение. Для пил с совмещенным управлением вытягиваем рычаг заслонки из корпуса. Для пил с раздельным управлением нажимаем рычаг дроссельной заслонки и фиксируем его в промежуточном положении.
- После чего обхватываем левой рукой переднюю ручку бензопилы и прижимаем ее к низу.
- Ногой наступаем на защитный щиток правой рукоятки.
- Свободной рукой берем рукоятку стартера и плавно тянем его к себе до положения, пока собачки храпового механизма не придут в зацепление с барабаном стартера.
- Почувствовав небольшое сопротивление, сделайте резкий рывок ручки стартера к себе.
- После первой вспышки в камере сгорания двигателя возвращаем воздушную заслонку в исходное положение (открываем) и повторно запускаем бензопилу.
- Когда мотор запустится, даем полный газ и отпускаем рычаг дроссельную заслонку. Блокиратор пускового положения заслонки при этом автоматически отключится.
Этапы обкатки цепного бензоинструмента
После успешного пуска бензопилы самое время приступить к ее обкатке. Для начала рекомендуем ознакомиться с инструкцией производителя.
Сама процедура состоит из двух основных этапов, позволяющих приработаться подвижным деталям самого двигателя бензинового инструмента и узлам пильной гарнитуры. Разберем более подробно все действия.
Обкатка двигателя бензиновой пилы
Моторы бензиновых пил импортного производства обкатываются с некоторыми отличиями от отечественных агрегатов. Husqvarna, Stihl, Partner и другие не рассчитаны на длительную работу на Холостом Ходу.
В связи с этим после запуска двигателя бензопилы дайте ему поработать около 3…5 минут на холостых оборотах, а затем приступайте к резке древесины диаметром не превышающим 10 см на средних оборотах.
Пиление лучше всего осуществлять в циклическом режиме:
- 1…1,5 минуты работа с минимальной нагрузкой;
- 15…20 секунд работа без нагрузки на холостых оборотах.
При обкатке и работе толщина бревна ни как не влияет на нагрузку, оказываемую на мотор пилы и пильную гарнитуру. Нагрузка напрямую зависит от приложения силы оператора, которую он прилагает в процессе пиления.
Почему не рекомендуется работа силового агрегата на холостом ходу в процессе обкатки любой импортной бензопилы
Причина здесь вот в чем:
- На ХХ топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр не в достаточном количестве. Ее хватает только лишь для поддержания вращательного момента шатунно-поршневой группы. Из-за чего не происходит полноценной смазки трущихся деталей.
- Отсутствие смазки вызывает повышение температуры и увеличивает износ узлов.
Обкатка бензопил «Урал» и «Дружба»
Обкатка же отечественных бензопил «Урал» и «Дружба» в корне отличается. Инструмент, разработанный в СССР, требует выработки 3-4 баков топливной смеси на холостых оборотах с периодической перегазовкой.
В дальнейшем допускается работа с неполной нагрузкой в течение 24 часов по приведенной выше циклической схеме. Именно поэтому в топливную смесь добавляется масла больше чем на импортные аналоги.
Как правило, после выработки 5…7 полных баков обкатываемый инструмент отечественного и импортного производства выходит на полную мощность, заложенную заводом изготовителем.
В этот период не стоит:
- Перегревать двигатель;
- Допускать длительной работы бензопилы на холостом ходу;
- Работать на слишком высоких оборотах;
- Давать максимальных нагрузок при распиловке.
Обкатка пильной гарнитуры
Пильная гарнитура бензопилы, так же как двигатель нуждается в обкатке. Основным моментом, на которое нужно обратить внимание, является:
- Смазка цепи;
- Натяжение режущего полотна.
На первом этапе необходимо «замочить» пильную цепь в масле. Для этого возьмите чистую емкость, поместите в нее режущее полотно и залейте рекомендуемым производителем маслом. В течение нескольких часов все подвижные и трущиеся узлы полностью пропитаются смазкой.
На следующем этапе обкатки пильной гарнитуры бензопилы необходимо натянуть цепь так, чтоб она свободно проворачивалась рукой, и прогнать ее на холостых оборотах в течение 3…5 минут. После чего двигатель останавливают и проверяют ее натяжение. При необходимости режущее полотно подтягивают.
Проведите пробную резку небольших веток без нагрузки на шину. Заглушите инструмент и подтяните цепь.
При остановке двигателя, дайте цепи остыть. И только после этого производите ее натяжку.
По завершении обкатки бензопилы потребуется контрольная настройка и регулировка карбюратора. Производить данные манипуляции лучше всего в сервисном центре. После тонкой настройки можно пользоваться инструментом, соблюдая меры безопасности в процессе резки.
Как ухаживать за бензопилой, чтобы она не ломалась
Еще совсем недавно дачники и деревенские жители спокойно обходились без бензопил, распиливая требуемое различными вариантами ручных инструментов. Бензиновая цепная пила была своего рода прерогативой профессионалов (например, лесорубов). Однако сейчас любой уважающий себя владелец загородного дома имеет ее в своем арсенале.
Бензопила — надежный помощник для дачника
У производителей и продавцов цепных мотопил даже возникла классификация, подразделяющая инструменты на профессиональные и бытовые. А потом появились еще и любительские, бюджетные, универсальные, полупрофессиональные, фермерские, валочные… И — «китайские».
Но далеко не все неофиты, став обладателями инструмента, готовы его грамотно эксплуатировать и осуществлять за ним комплексный уход.
Каждый выбирает по себе
Как и в случае с мотокосами и газонокосилками (как, впрочем, и с остальным садовыми помощниками), первая задача, стоящая перед потребителем, — выбор подходящего инструмента, сделанный с полным пониманием предстоящих работ и условий эксплуатации.
Каждый выбирает по себе
- Профессиональный инструмент готов работать полный рабочий день ежедневно в течение нескольких лет.
- Бытовые бензопилы имеют моторесурс около 500 часов — это значит, что при нагрузке 20 часов в месяц бензопила прослужит вам около двух лет. И да, единовременная непрерывная работа ограничивается 40-60 минутами.
- Полупрофессиональные занимают промежуточное положение. Их моторесурс в два раза выше бытовых, и профессионалы зачастую используют их в качестве дополнительного инструмента (например, для подрезки сучьев). Их можно непрерывно использовать несколько часов с небольшими перерывами между заправками топливом.
Бытовая бензопила
Если вы не планируете наниматься в бригаду лесорубов, а думаете только спилить пару не слишком крупных деревьев на участке, подрезать ветки, заготовить дрова для мангала и возвести небольшую деревянную конструкцию типа сарая или беседки, гнаться за хорошим профессиональным инструментом необходимости нет: с такой нагрузкой справится бытовая бензопила.
Пила полупрофессионального класса (или, как еще ее называют, фермерская) пригодится в хозяйстве деревенского жителя, у которого, к примеру, печное отопление и соответствующее количество дров на зиму.
Работа в мороз требует определенных параметров инструмента
Еще нужно учесть сезон, когда вы в основном планируете использовать бензопилу: для распиловки мерзлой древесины лучше выбрать более мощную. Ну а профессионалы и так хорошо осведомлены о том, какой инструмент им лучше всего подходит.
По Сеньке и шапка
Производитель комплектует свой инструмент пильной гарнитурой — шиной и цепью — в строгой зависимости от технических параметров агрегата. Но так как режущий элемент и его направляющая — расходные материалы, то через какое-то время потребуется покупка для замены износившихся. В бюджетных моделях для снижения цены пильную гарнитуру часто устанавливают дефолтную — ресурс ее работы еще меньше. Стоит внимательно ознакомиться с инструкцией перед самостоятельной покупкой шины и цепи.
Шина: размер имеет значение
Неопытный пользователь стремится поставить шину подлиннее, она ведь наверняка позволит пилить крупные стволы. Это ошибка: чем длиннее шина, тем большее сопротивление она оказывает вращательному моменту коленвала двигателя.
Слишком длинная шина на маломощной бензопиле не увеличит эффективность пиления, а только создаст лишнюю нагрузку на двигатель, ведущую звездочку и саму шину. Это верный путь к их преждевременному износу. А также на руки оператора — вам потребуется прилагать больше усилий. Ну и топлива израсходуете больше.
Размер имеет значение
В инструкции указано, какой максимальный размер шины подходит к вашей бензопиле. Использовать лезвие меньшей длины можно, а вот превышать рекомендации производителя не стоит. Хотя пользователи часто выбирают большие размеры, видимо, считая свой собственный вид с такой пилой более брутальным. И рынок не замедлил отреагировать. Как в рекламе: «знаем людей, предлагаем решения» — бюджетные модели брендов no-name очень часто комплектуются более длинной шиной, чем модели со сходными параметрами известных производителей.
Пользователи часто выбирают размер побольше
Для бытовых пил подходящая длина шины — 30-40 см (12-16 дюймов). Более мощные могут нести оснастку до 75 см, а агрегаты, используемые профессионалами, допустимо оборудовать шиной длиной до полутора метров. Так что, если хотите выглядеть как настоящий канадский лесоруб, придется купить не только клетчатую фланелевую рубаху, но и пилу помощнее.
При выборе пильной гарнитуры обратите внимание не только на ее длину, но и на ширину и форму носка шины. Для бытовых пил специально разработаны узкие шины, они снижают возможность обратного удара при погружении носка в древесину. Широкий носок шины удобен для задач повышенной сложности и в работе профессионалов.
Выбирайте пильную гарнитуру правильно
Имеет значение и ширина направляющего цепь паза. Для пил бытового назначения шины в основном используются с пазом шириной 1,1 или 1,3 мм. Гарнитура для профессионального инструмента имеет более широкий паз, 1,5-2 мм. Несоответствие хвостовика (ведущего звена) цепи пазу может привести к повреждению шины или соскакиванию цепи при пилении.
Какая цепь правильная
Выбор самой цепи тоже имеет особенности. Самые главные показатели — это длина, толщина ведущего звена (хвостовика) и шаг звеньев. Эти параметры в различных сочетаниях и влияют на скорость и качество реза.
Цепь для бензопилы
Параметры цепи (количество звеньев, толщина и шаг) тесно взаимосвязаны с устройством пилы (ведущая звездочка), длиной шины, ведомой звездочкой и шириной паза. Поэтому внимательно изучите инструкцию перед покупкой: если какой-нибудь из параметров цепи не будет совпадать с размерами шины и конструкцией самого бензинового агрегата, у вас просто может не получиться установить цепь.
Шаг цепи зависит от ведущей звездочки
Пильные цепи тоже делятся по принципу «для бытовых» и «для профессиональных». Про «профессиональную» длину и толщину мы уже говорили выше. Шаг цепи — расстояние между соседними рабочими звеньями. Чем он больше, тем производительность цепи выше: режущие зубцы глубже врезаются в древесину. Но закономерно повышается и нагрузка на привод — ведущую звездочку, и требуется большая мощность для протягивания цепи в разрезаемом материале. Чем меньше шаг, тем меньше скорость пиления, но зато выше точность распила. Это может быть важно для тех, кто использует бензопилу для строительства, или скульпторов.
Для бытовых бензопил с объемом двигателя 40-50 см³ и мощностью до 3,5 л.с. используются цепи с небольшим шагом — 0,325 дюйма.
На что еще обратить внимание при выборе цепи?
- Форма режущего зуба — чипперный (в форме серпа) и чизельный (в виде цифры 7). Для бытовых пил наиболее распространены цепи с зубьями первого типа.
- Порядок расположения звеньев — стандартный (на каждый режущий зуб приходятся два ведущих), с полупропуском (каждое третье звено заменено на соединительное), с пропуском (каждое второе режущее звено заменено на соединительное). Цепи с пропуском дешевле, но имеют более низкую производительность и быстрее изнашиваются.
- Высота профиля режущего зуба, которая определяется разницей между режущей кромкой и высотой ограничителя реза. Она отвечает за глубину реза. В бытовых бензопилах чаще всего используют низкопрофильные цепи. В полупрофессиональных могут применяться и те, и другие. Высокий профиль увеличивает скорость реза, но вызывает повышенные вибрации.
- Продольный и поперечный тип распила различаются углом заточки режущей кромки зуба. Пиление «по волокнам» более трудоемко. Для продольного пиления используют цепи с более острым углом атаки режущей поверхности звеньев — 5-15º. Рабочие звенья цепей для поперечного пила заточены под углом 25-30º. Использование неправильной цепи приведет к резкому увеличению вибрации и снижению управляемости пилы — и, как следствие, повышенной нагрузке на двигатель (при распиловке вдоль цепью с заточкой для поперечного пила) и значительному снижению производительности в обратном случае.
Основные расходники
Еще одно заблуждение людей, недавно столкнувшихся с работой бензопилой, — «пила не пилит». Такие комментарии очень часто можно встретить в отзывах о различных моделях бензоинструмента.
Пила не пилит?
Пилит не пила, а цепь
Если вы правильно подобрали режущую гарнитуру, но все равно недовольны результатом работы, скорее всего, цепь потеряла свои режущие качества. Мощность двигателя и количество оборотов, конечно, имеют значение, но если режущая часть — цепь — затупилась, перестает пилить даже мощная пила для профи. Нужна заточка.
- вы почувствовали снижение скорости пиления,
- в работе приходится прикладывать большие усилия,
- шину при пилении уводит в сторону,
- изменился вид стружки. Когда цепь острая, стружка имеет равномерную квадратную форму. Когда она затупилась, стружка принимает игольчатую форму — и появляется много мелкой, пылевидной.
Можно заточить цепь самостоятельно — или отдать ее в мастерскую. Точат резцы вручную — просто напильником, углошлифовальной машинкой (болгаркой). Но более эффективно точить цепь на специальном станке, потому что вручную сложно добиться идеальной геометрии режущих элементов. А неправильный угол заточки может еще сильнее ухудшить режущие свойства.
Специалисты советуют иметь несколько готовых к работе цепей — даже с одинаковыми техническими характеристиками, чтобы не попадать в ситуацию «пилить нужно, а цепь затупилась».
Расходники требуют периодической замены
Кроме потери остроты, пильным цепям от работы свойственно растягиваться. Крепление шины позволяет до некоторой степени подтянуть цепь. Но когда вы заметили, что натяжитель не может обеспечить требуемого натяжения, значит, цепь выработала свой ресурс и подлежит замене. Стоит заменить цепь и в случае повреждения звеньев.
Цепь должна быть правильно натянутой
Ресурс направляющей шины
- чрезмерное натяжение цепи (для проверки нужно оттянуть цепь в середине шины. Хвостовик цепи должен выйти из паза примерно на 2/3 его высоты),
- несоответствие толщины цепи пазу шины или шага цепи венцу ведущей звездочки,
- вы прилагаете излишние усилия при пилении, давите на пилу,
- плохая смазка из-за неправильной работы маслонасоса,
- использование некачественных цепных масел.
Масло для цепи
Последний пункт нельзя оставить без пояснения. Масло, предназначенное для цепи и звездочки, должно обеспечивать их качественное смазывание, хорошую защиту даже в очень жестких условиях эксплуатации и позволять инструменту эффективно работать в разных температурных режимах. К таким относится минеральное трансмиссионное масло для цепей бензопил Bio Sage-Kettenoil от немецкого бренда Liqui Moly. Этот состав можно использовать и в теплое время года, и зимой при температуре до –30ºC. Очень важно, что средство биоразлагаемое и нетоксичное: это забота не только о вашем здоровье, но и о защите природы от загрязнений.
Примечательно, что это масло имеет высший балл и сертификат KWF (Комиссии по лесным работам Германии), и его разрешено использовать для инструмента, с которым работают в заповедниках Германии. Такой сертификат получить крайне сложно даже для немецких производителей.
Выбирайте качественное биоразлагаемое масло для цепи
Пользователи часто пытаются экономить, покупая продукцию неизвестного качества. Для владельца бензопилы такая экономия может выйти боком: некачественное масло — моторное или цепное — может привести к поломке инструмента. Производители бензопил известных брендов часто, помимо инструмента и расходных к нему, выпускают и свое масло. А если использовалось другое, в сервисном центре могут отказать в гарантийном ремонте. Если в инструкции нет рекомендаций по этому вопросу, то стоит отдать предпочтение производителям, по праву пользующимся славой высококачественного бренда, которому можно доверять.
Масло для двигателя
Бензопилы оборудуют двухтактными двигателями внутреннего сгорания. Как правило, в топливный бак таких моторов заливается бензиново-масляная смесь. Поэтому важность использования качественного топлива и масла очевидна. Моторное масло должно полностью сгорать, не образуя нагара на внутренней поверхности цилиндра и поршне, и при этом обеспечивать надежную смазку движущихся деталей, сохраняя их от износа в тяжелых условиях эксплуатации и создавая антикоррозийную защиту.
Полусинтетическое моторное масло для двухтактных двигателей 2-Takt-Motoroil (слева) и минеральное моторное масло для двухтактных бензопил и газонокосилок 2-Takt-Motorsagen-Oil (справа)
При подборе масла для двигателя очень важно учитывать особенности сезонной работы, ведь этот инструмент используют и в холодное время года. А при низкой температуре повышается вязкость масла — не каждое подойдет. В специальной садовой программе Liqui Moly есть всесезонные масла для двухтактных двигателей (полусинтетическое и минеральное), которые будут обеспечивать надежную работу движка даже при низких температурах. Они соответствуют европейским (читаем — самым строгим) нормам экологии.
Любое из этих масел смешивают с бензином в пропорции 1:50 (в простом переводе — на 1 л топлива нужно всего 20 г масла). При приготовлении смеси важно точно соблюдать пропорции. Если будете экономить и недоливать масло, детали двигателя будут быстрее перегреваться. Станете регулярно добавлять лишнего — двигатель будет забивать продуктами сгорания. Результат в обоих случаях одинаковый — более быстрый износ мотора.
Строго соблюдайте пропорции
Это должно войти в привычку
Кроме всего сказанного, не забывайте о регулярном уходе за вашей бензопилой. После интенсивной работы неплохо будет оттирать от смолы направляющую шину. Периодически вычищайте и направляющий паз от налипшей смолы. Проверяйте глушитель, очищайте от нагара свечу зажигания — сильно изношенную лучше заменить.
Во время работы обращайте внимание на смазку цепи, ведь нельзя допустить пиления при пустом масляном баке или забитом масляном канале. Если вам предстоит долгий процесс пиления, то перед стартом можете опустить цепь в масло на несколько минут, чтобы она сразу смазалась полностью до мельчайших деталей.
Следите за состоянием бензопилы
Если знаете, что в течение долгого времени не будете пользоваться бензопилой, то цепь и шину заверните в тряпку, пропитанную маслом.
И всегда помните: чем больше внимания мы уделяем технике, тем дольше она прослужит. Каким бы простым на первый взгляд ни был прибор, есть требования и рекомендации по его обслуживанию. В правильной эксплуатации, выборе моторного и цепного масла и выполнении прочих обязательных условий — залог долгой и эффективной эксплуатации бензопилы.