Что находится в центре малого архитектурного ансамбля
Перейти к содержимому

Что находится в центре малого архитектурного ансамбля

  • автор:

Ансамбль в архитектуре

архитектурный ансамбльАрхитектурный ансамбль представляет собой гармоничное и целесообразное расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.

Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.

Слово » ансамбль» произошло от французского » ensemble», что в переводе означает » единство», » связность», » целостность». Таким образом, ансамбль в архитектуре подразумевает создание единой, целостной и гармоничной композиции.

Понятие ансамбля в архитектуре весьма емкое и многогранное, ведь для его успешного формирования зодчие должны учитывать множество факторов, среди которых можно назвать следующие:

  • Рельеф местности
  • Особенности ландшафта
  • Наличие природных водоемов

Некоторые архитектурные ансамбли создаются единовременно, то есть сразу формируется целостная композиция зданий, технический коммуникаций, инженерных сооружений и садово — паркового дизайна.

Однако большинство ансамблей в архитектуре — это процесс длительного, многолетнего творчества многих зодчих, каждый из которых дополняет композицию таким образом, чтобы новые элементы гармонично сочетались со старыми постройками.

Такое понимание ансамбля проливает свет на ту исключительную роль, которую играет в его формировании время. Не случайно наиболее значительные архитектурные ансамбли прошлого создавались на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Площадь Синьории во Флоренции формируется с конца XIII по конец XV века — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор ее облик практически не изменился.

Площадь Синьории во Флоренции

Площадь Синьории во Флоренции

Не менее знаменитая площадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение ее ансамбль получил в 1810 году. Время формирования ансамбля занимает 660 лет.

Площадь и собор Сан - Марко в Венеции

Площадь и собор Сан — Марко в Венеции

Ансамбль собора Святого Петра в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрел свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ним успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.

Площадь Святого Петра в Риме

Площадь Святого Петра в Риме

Центральный ансамбль Лувр — Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий, Версаль — 150 лет ( с начала XVII по вторую половину XVIII века).

Дворец Тюильри в середине XIX века

Дворец Тюильри в середине XIX века

Даже при очень высоких темпах градостроительной активности ансамбль Дворцовой площади в Петербурге потребовал для своего завершения более 80 лет ( 1753 — 1834 годы), и участия таких знаменитых и разноплановых архитекторов , как В. Растрелли, Ю. Фельтен, К. Росси, О. Монферран.

Дворцовая площадь в Санкт - Петербурге

Дворцовая площадь в Санкт — Петербурге

Именно время выкристаллизовывает ансамбль, давая ему возможность неторопливо добавлять одно здание к другому, продумывать элементы декора и особенности ландшафтного дизайна .

Зачастую важными составляющими архитектурной композиции выступают не только здания и элементы ландшафта, но и монументы, памятники или скульптурные группы. Ярким примером может служить Исакиевская площадь в Санкт — Петербурге, на которой был установлен памятник Николаю I.

Ансамбль Исакиевской площади в Санкт - Петербурге

Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге

На Сенатской площади в Санкт — Петербурге также установлен памятник русскому царю — реформатору Петру I. Он играет роль центрального элемента архитектурного ансамбля Сенатской площади, которая является одной из самых старых площадей северной столицы.

Сенатская площадь в Санкт - Петербурге

Сенатская площадь в Санкт — Петербурге

Поэтапное развитие ансамбля делает его объектом коллективного творчества нескольких архитекторов, каждый из которых вносит в него свое видение и собственную изюминку. Это обстоятельство помогает создавать удивительные по своей красоте архитектурные шедевры, которые остаются в веках в качестве эталонов творческой мысли, воплощенной в камне.

Ансамбль Лувра в Париже

Ансамбль Лувра в Париже

Типы архитектурных ансамблей

В теории архитектуры существует специальная система классификации типов архитектурных композиций, среди которых можно назвать следующие:

  • Ансамбль площади — примером могут служить композиции площадей, расположенных практически в каждом крупном городе. Однако самыми известными и выдающимися являются ансамбль Красной площади в Москве, Дворцовая площадь Санкт — Петербурга, площадь Святого Марка в Венеции, площадь Святого Петра в Риме и Староместская площадь в Праге.

Староместская площадь в Праге с видом на Тынский храм

Староместская площадь в Праге с видом на Тынский храм

  • Ансамбль крепости — укрепленные здания и фортификационные сооружения были известны человечеству с незапамятных времен. Однако до нас дошли самые яркие и гармоничные образцы — это Московский кремль, Пражский град и Альгамбра в Гранаде.

Альгамбра в Гранаде ( юг Испании).

Альгамбра в Гранаде ( юг Испании).

  • Дворцово — парковый ансамбль — это масштабный комплекс, включающий в себя несколько дворцов, беседок, множество элементов тщательно продуманного ландшафтного дизайна, водоемы, фонтаны и многие другие фрагменты целостной композиции. К самым красивым дворцово — парковым ансамблям можно отнести Петергоф в Санкт — Петербурге и Парижский Версаль.

Версаль в Париже ( Франция).

Версаль в Париже ( Франция).

  • Ансамбль усадьбы — это гармоничная композиция частной усадьбы, принадлежавшей знатным и состоятельным людям. Примером может служить усадьба Останкино и Архангельское.

Усадьба " Архангельское" ( Красногорский район Московской области).

Усадьба » Архангельское» ( Красногорский район Московской области).

  • Ансамбль монастыря — на территории некоторых монастырей создавались целые композиции, выполняющие не только декоративную роль, но и имеющие функциональное назначение. Среди подобных монастырских ансамблей можно назвать монастырь Святой Екатерины ( Синай), Гегард и Киево — Печерскую лавру.

Монастырь Святой Екатерины на горе Синай

Монастырь Святой Екатерины на горе Синай

Ансамбль Красной площади

Формирование ансамбля Красной площади в Москве также происходило в несколько этапов. Самая древняя часть современного ансамбля — восточная стена Московского Кремля со Спасской, Боровицкой и небольшой безымянной башней между ними ( потом она получила название Сенатской) была построена в 1491 — 1493 годах. Старые хроники сохранили для нас имена зодчих: Антон и Марко Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин — старший.

Красная площадь ( Москва)

Красная площадь ( Москва)

Ров, укрепленный низкой зубчатой стеной, отделяет Кремль от подступающей к нему почти вплотную застройки посада с древним торгом. После разрушительного пожара в конце XV века большая территория перед рвом выгорела, и ее не стали застраивать. Таким образом, между кремлевской стеной и торгом образовалось обширное пустое место, которое стали называть » Пожаром». Место для строительства будущей Красной площади расчищено, но ее еще пока не существует.

В 1535 — 1538 годах строится вторая линия московских укреплений — Китайгородская стена. Она начинается от угловой Арсенальной башни и идет примерно по линии фасада нынешнего здания Исторического музея.

В месте современного Исторического проезда в стене устраиваются Воскресенские ( Иверские) ворота — это будущий главный вход на площадь со стороны города. К середине XVI века здесь группируются городские приказы — административные учреждения, которые обрамляют пустую территорию Пожара с севера.

С юга эта территория ограничена крутым подъемом холма со стороны реки, где неподалеку от Лобного места, построенного в 1534 году, стояла небольшая белокаменная церковь Троицы. Во времена военных походов Ивана Грозного ( 1552 — 1554 годы) в ознаменование побед возле церкви Троицы ставились памятные деревянные церкви.

К моменту присоединения Казанского и Астраханского ханств их было восемь. Таким образом, когда Иван Грозный в память о своих победах решил возвести грандиозный каменный храм, то место и форма будущей постройки были подсказаны самой жизнью. Девятистолпный каменный собор Покрова на Рву — Храм Василия Блаженного — заменил девять церквей ( Троицкую и восемь памятных).

Покрова на Рву или собор Василия Блаженного

Собор Покрова на Рву или храм Василия Блаженного

Со строительством собора был сделан первый основополагающий шаг в формировании ансамбля Красной площади. Храм — памятник стал символом торжества русского народа — своего рода гигантским алтарем у исторических стен Кремля. Многолюдные процессии, широкие народные молебствия и шествия, связанные с собором, предопределили священно — патриотический, общенародный характер будущей площади, которая с постройкой получила прекрасный южный фасад.

Высотная шатровая композиция, сурово — торжественный и вместе с тем праздничный характер сооружения во многом предопределили архитектурный облик ансамбля Красной площади. В это время к его создателям добавилось еще два архитектора — Постник и Барма.

Собор Покрова на рву дошел до нас с некоторыми изменениями. К девяти его столпам — церквям в XVI — XVII столетиях были пристроены еще две ( по одной из них он получил свое второе название — храма Василия Блаженного) и колокольня. Однако эти пристройки не нарушили, а еще более подчеркнули объемный, пространственный характер композиции многоглавого собора.

В самом конце XVI века происходит еще одно важное событие — восточная граница площади очерчена построенными в 1596 — 1598 годах рядами одно- и двухэтажных каменных лавок. Регулярно распланированные ряды этих лавок образовали два квартала между улицами Никольской, Ильинской и Варваркой, получившие названия Верхних и Средних торговых рядов.

Нижние ряды спускались от Варварки в сторону Москвы — реки. В сторону кремлевской стены Верхние и Средние ряды выходили длинными корпусами с арочными галереями по фасадам, которые заворачивали по линиям поперечных улиц.

Впоследствии торговые ряды будут еще многократно перестраиваться, но очень многое сохранится от приема, найденного неизвестным зодчим, жившим почти 400 лет назад — это четкие границы торговых кварталов, регулярная планировка рядов, получившая отражение на фасаде, а также тема протяженных корпусов с арочными галереями.

Границы площади полностью определились, и больше уже не меняются, вплоть до нашего времени. Но самой площади, как таковой, еще не существует. Вдоль заполненного водой рва, идущего параллельно кремлевской стене, прямо посередине нынешней площади располагалось множество маленьких церквушек. Это так называемые » церкви на крови», которые ставили на месте казней по приказу Ивана Грозного.

Незамощенная площадь в поперечном направлении пересекается двумя мощенными улицами — одна выходит из Спасских ворот Кремля и разветвляется на Ильинку и Варварку. Другая — Никольская, берет свое начало у Никольских ворот и продолжается по трассе.

В 1625 году самая ближняя к храму Василия Блаженного башня Кремля — Спасская, получила уступчатую высотную надстройку с характерным шпилем. Это было выдающимся событием в истории русской архитектуры, потому что до тех пор башни Кремля не имели подобного конструктивного элемента.

Вскоре после этого в документах появилось и само название » Красная площадь «. Так обозначают пока лишь небольшую часть нынешней площади перед храмом Василия Блаженного, между Спасской башней и Лобным местом.

Появление названия вместе с надстройкой башни является символичным, потому что в нем заложен главный лейтмотив всего ансамбля. Остроконечные завершения Кремля начинают повторять уступчатый вертикальный силуэт храма Василия Блаженного. В исторических документах того периода в связи с постройкой башни упоминаются имена еще двух архитекторов — Бажена Огурцова и Кристофера Галовея.

В 1689 году Воскресенские ворота Китайгородской стены получают стройное завершение в виде двух шатров. Теперь и северный подход к площади отмечен характерными островерхими шпилями.

С момента перемещения столицы Российского государства Воскресенские ворота играют роль парадного въезда в Кремль — с этой стороны начинает движение царский кортеж во время коронаций и других официальных торжественных мероприятий.

В конце XVII века здесь сооружены монументальное здание Монетного двора и Главная аптека ( ныне здесь расположен Исторический музей), определившие линии застройки современного Исторического проезда.

Несколько позднее здесь возводится второй корпус Монетного двора, а Главная аптека с изящным башенным завершением перестраивается для размещения в ней Московского университета. В связи с этим в работе над ансамблем Кремлевской площади принимал участие архитектор Д. В. Ухтомский.

Тем временем на площади сносят церкви на крови, освобождая все пространство от храма Василия Блаженного до Главной аптеки. Параллельное расположение торговых рядов и кремлевских укреплений, обращенность в сторону Спасской башни и храма, подчеркнутая парадным въездом с противоположного конца площади — все эти факторы четко фиксируют продольную ось площади в качестве основополагающего стержня будущего ансамбля.

В 1780 году высокое шатровое завершение получает Никольская башня, чем восстанавливается ожидаемая симметрия участка кремлевской стены, выходящей на площадь.

В 1776 — 1787 годах архитектор Матвей Казаков возводит в Кремле треугольное здание Сената. Одна из сторон этого треугольника лежит параллельно выходящей на Красную площадь стене Кремля, так что высокий купол главного круглого зала хорошо просматривается с площади как раз посередине между Спасской и Никольской башнями, непосредственно за малой безымянной башней, которая по этому поводу получила наименование Сенатской. Таким образом, зодчий предрешил характер будущего развития всего ансамбля.

В 1786 году начинается перестройка торговых рядов, которая продолжается вплоть до 1810 года. Автором этого проекта предположительно стал Джакомо Кваренги.

По новому плану двухэтажные аркады новых торговых рядов охватывают двумя скобками весь периметр площади между Никольской башней и Ильинкой, оставляя проезд вдоль продольной оси.

Так образуется две площади — большая в окружении торговых рядов, и малая — непосредственно перед Спасскими воротами и храмом Василия Блаженного. Архитектор Кваренги отказывается от поддержки намеченной Казаковым поперечной оси. Однако он оставляет прямо напротив Сенатской башни разрыв в здании новых торговых рядов, идущих вдоль кремлевского рва.

Теперь все пространство площади получает дробное, камерное решение. Были перекрыты дальние подходы к храму Василия Блаженного. Новые торговые ряды стоят на фоне кремлевских стен, отгораживая Кремль от города.

В пожаре 1812 года большая часть торговых рядов выгорела, а корпуса, построенные вдоль рва, были разрушены взрывами. Уже в 1813 году архитектор О. И. Бове, который руководил восстановительными работами, предлагает свой проект, который был реализован спустя четыре года.

В 1817 году по проекту Осипа Бове западная часть торговых рядов не подлежит восстановлению. Зодчий возвращает площади единство пространства, которое было достигнуто к концу XVII века, а затем снова утрачено.

Более того, архитектор доводит его до логического завершения путем уничтожения рва, отделявшего кремлевскую стену от площади. На его месте появляется узкий бульвар, шириной всего в два ряда деревьев, который подчеркивает утрату оборонного значения стены.

Таким образом древняя стена Кремля с башнями и куполом Сената окончательно получает главенствующую роль в ансамбле площади. Бове подчеркивает это умелой перестройкой старых торговых рядов. Верхние торговые ряды получают единый монументальный фасад.

Трехэтажный корпус воспроизводит мотив аркады в полукружиях окон верхнего этажа и имеет трехчастное построение. Мощный центральный портик с возвышающейся над ним куполом расположен прямо напротив Сенатской башни и купола Сената.

Перед центральным портиком устанавливается выразительный монумент Минину и Пожарскому. Тем самым зафиксирована поперечная ось площади, которая развернулась в сторону Кремля.

Архитектор Осип Бове окончательно определил размеры и композицию площади, ее пространственное раскрытие вдоль продольной оси, ориентированной на храм Василия Блаженного, и симметрично относительно поперечной оси, которая подчеркивает безусловное доминирование Кремля в ансамбле.

С той поры до наших дней еще многое изменится в архитектурном облике Красной площади. Будут полностью перестроены два из четырех ее фасадов — северный и восточный. На замысел Бове все же останется в основе всех последующих архитектурных изменений.

В конце XIX столетия в северном торце Красной площади на месте Главной аптеки архитектор В. О. Шервуд в 1847 -1883 годах строит масштабное здание Исторического музея. Снова началась перестройка торговых рядов.

На месте трехэтажных рядов Бове в 1894 году архитектор А. Н. Померанцев вместе с В. Г. Щуковым возводит новое здание Верхних торговых рядов — сейчас там находится ГУМ. Средние же торговые ряды чуть раньше были перестроены Р. И. Клейном.

Все три эти здания были возведены в эклектическом псевдорусском стиле. На нынешнем этапе этот факт служит основанием для негативной оценки этих зданий с позиции чистоты и целесообразности использования данной стилистики архитектуры .

Мелко расчлененные фасады с многочисленными элементами декора выступают репликой на архитектурные особенности храма Василия Блаженного. Это позволило придать ансамблю площади большую целостность.

Роль Кремля как ведущего элемента всей композиции была еще более закреплена возведением островерхого здания Исторического музея. Это укрупнило решение северного фасада площади и поддержало общую симметрию ее ансамбля.

Таким образом, над созданием гармоничного и прекрасного в своей уникальности ансамбля Красной площади, каким мы видим его на сегодняшний день, работало не одно поколение зодчих.

Композиция ансамбля Красной площади.

Композиция ансамбля Красной площади.

Что за архитектурный ансамбль? Где находится? Какие сведения о нем есть?

Три брата (Рига)
«Три брата» (латыш. Trīs brāļi; нем. Drei Brüder) — архитектурный комплекс, расположенный в центре Старой Риги на улице Маза Пилс (Малая Замковая). Характерный образец архитектуры средневековой Риги.

Дома, образующие архитектурный комплекс, расположены на живописной улице Старого города, напротив здания бывшего Карлова лицея. Находятся эти три здания по адресам Маза Пилс, 17, 19, 21 («Белый брат», «Средний брат» и «Зелёный брат», соответственно). Жилая застройка этого квартала настолько плотная, что каждый из домов представляет из себя продолжение соседнего.
Перед старейшим из «Трёх братьев» есть небольшая площадка с крыльцом и каменными ступеньками. На нём есть каменный указатель с выкованным правом имущества, служившим адресом дома. «Средний» и «Зелёный» «братья» построены позднее «Белого», и перед ними уже нет площадки.

В комплексе «Три брата» каждое из зданий показывает различные периоды развития строительства жилых домов средневековой Латвии. Сегодня здесь находятся: Государственная инспекция по охране памятников культуры, Союз архитекторов Латвии, Латвийский музей архитектуры и редакция журнала Latvijas Architektūra («Латышская архитектура»).

«Три брата» были реставрированы в 1955—1957 по проекту Петериса Саулитиса, с помощью Г. Янсона. В брандмауэрные стены [en] объединённого двора архитектурного комплекса были вмурованы каменный портал утраченного Дома Черноголовых, фрагмент портала одного из жилых домов Старого города и датированный 1554 годом кованный герб.

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А.М.Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково. Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове.

Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта.

В юго-западной части кусковского парка находится хижина отшельника — Эрмитаж .

Швейцарский домик возведен в 1870-х годах архитектором Н. Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кускове.

В Кухонном флигеле располагались: русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех.

Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.

Американская оранжерея преставляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш.

Воздушный театр — редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства.

Малые архитектурные формы

  • Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного оформления сада. Также к малым архитектурным формам могут относиться небольшие сооружения, выполненные из облегченных конструкций и установленные временно, без устройства фундамента (торговые павильоны и т.п.).

К МАФ относят лестницы, ограды, скульптуры, фонтаны, светильники наружного освещения (ландшафтные светильники), стенды для афиш и реклам, садово-парковые сооружения (, беседки, ротонды, перголы, садово-парковая скульптура, вазоны, парковые скамьи и другую садовую мебель), некрупные формы мемориальной архитектуры (обелиски, мемориальные доски и мемориальные скамьи), городскую уличную мебель, урны, детские игровые комплексы; киоски, павильоны, торговые лотки, торговые автоматы, и т. д. МАФ могут подразделяться на декоративные и утилитарные, а по способу изготовления — на изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций и на изготовленные по специально разработанным проектам.

Элементы архитектуры малых форм, помимо прямой функции, украшают, разграничивают, организовывают (функциональное зонирование) территорию и участвуют в создании стилевой общности, общего визуального впечатления от окружающей урбанизированной среды.

Применяются в оформлении и благоустройстве городского пространства — массовой жилой застройки и общественных мест развлекательного и спортивного направления, а также в парках и садах, в частных усадьбах.

Малые архитектурные формы участвуют в создании городской среды, как сбалансированного комплекса элементов.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Первая известная нам водосточная труба в Москве датируется 1367 годом, она проходила от центральной части Кремля до Москвы-реки. Следующими в 1825 году появились Самотёчный и Неглинный каналы для отвода поверхностных стоков. До конца XIX века канализационная система для бытовых стоков отсутствовала; нечистоты вывозились на свалки ассенизаторами-«золотарями».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *