Кто следит за вырубкой леса
Перейти к содержимому

Кто следит за вырубкой леса

  • автор:

Куда жаловаться, если вырубают лес

С 1 января вступил в силу закон об обязательном восстановлении лесов. Он вводит базовый принцип, при котором один гектар вырубки леса равен одному гектару его восстановления. Сажать необходимо будет саженцы той же породы дерева, что было вырублено.

Надо отметить, что ранее также предусматривалась эта обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины.

Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Исключение предусмотрено для заготовки новогодних елей, заготовки древесины малым бизнесом в лесничествах и лесопарках, заготовки для государственных и муниципальных нужд, и гражданами для собственных нужд.

Многие специалисты отмечают недостатки закона.

Во-первых, «гектар за гектар» — мало, так как чаще всего ущерб намного больший, чем по факту вырубленных деревьев. Судите сами: проложенная дорога не ограничивается площадью самой дороги, нарушается целость массива.

Во-вторых, без ухода за молодыми деревьями, которое не прописано в законе, лесовосстановление не даст больших результатов. Важно не только посадить, но и проследить, как деревья будут расти.

Поговорим о незаконных вырубках

В России незаконная рубка лесных насаждений является уголовно наказуемым деянием, которое при наличии отягчающих обстоятельств влечет за собой лишение свободы на срок до семи лет.

По общему правилу (ст. 16 Лесного кодекса РФ) для заготовки древесины на лесосеке допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений, а также средневозрастных и приспевающих лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, что дает лесам возможность самовосстановиться даже после проведения вырубок.

Согласно ст. 26 Лесного кодекса любая вырубка должна осуществляться на основании так называемой Лесной декларации, то есть заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В случае, если вы стали свидетелем сплошных вырубок или вырубок, которые, по вашему мнению, не отвечают требованиям указанных выше правил, пишите письма в следующие органы:

— министерство природных ресурсов и экологии Тульской области:

Номер телефона: (4872) 24−51−80

Адрес:г. Тула, ул. Оборонная, д. 114-а

— Природоохранную прокуратуру:

Номер телефона: (4872) 33−80−76

Адрес: г. Тула, ул. Мира, д. 54

— Росприроднадзор Тульской области (если дело касается особо охраняемых природных территорий):

Номер телефона: (4872) 30−84−89 (приёмная)

Адрес: ул. Свободы, 38

— Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) — на уровне РФ.

В углу письма (если оно обычное электронное или письменное) лучше писать пометки, куда вы отправляете копии. Так люди будут знать, в какие еще органы оно было отправлено.

Поговорим о лесных парках

Можно ли вырубить деревья и проложить на месте вырубки дорогу, не нарушая закон? Ответ: «Да, можно».

Однако для этого требуется соблюсти одно главное условие — место вырубки должно быть отнесено к территориальной зоне инженерных и транспортных инфраструктур.

Узнать о том, к какой территориальной зоне относится тот или иной участок земли можно, воспользовавшись интерактивной публичной кадастровой картой на сайте Росреестра (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/)

Все сведения, касающиеся кадастровых данных о земельных участках, являются открытыми. В случае, если на карте отсутствует полная информация о функциональном назначении участка, она может быть запрошена путем составления обращения непосредственно на сайте. Если на основании полученных данных вы приходите к выводу, что вырубки происходят на территории городского парка или, что ещё страшнее — особо охраняемой природной территории — это безусловное основание для обращения в прокуратуру для незамедлительного прекращения таких работ.

Однако зачастую застройщики заблаговременно занимаются вопросами изменения функционального назначения зоны застройки, для чего требуется внести соответствующие изменения в генеральный план города путем принятия решения Администрацией.

Любые изменения могут осуществляться только после проведения обязательных публичных слушаний с участием населения (ст. 28 Градостроительного кодекса).

К сожалению, Кодексом практически не урегулированы вопросы уведомления жителей о месте и времени таких слушаний. Мы можем оперировать разве что нормой ч.8 ст. 28 Градостроительного кодекса, определяющей, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трёх месяцев. Иными словами само оповещение должно обязательно произойти, но где именно публиковать извещения — решает сам местный представительный орган.

И конечно же, такие пробелы законодательства очень широко применяются, когда, например извещение публикуется на сайте Администрации, на который никто обычно не заглядывает, после чего привести на слушания «своих людей» и получить нужный результат без каких-либо дополнительных усилий. Ну, а в случае дальнейших возмущений местных жителей, всегда можно прикрыться протоколом публичных слушаний, о месте и времени которых «всем было сообщено, но никто не пожелал участвовать».

Чтобы такого беспредела не происходило, вам требуется, во-первых, выяснить порядок публикации извещении в вашем населённом пункте, во-вторых, периодически отслеживать информацию, публикуемую там, и, в-третьих, массово оповещать население по всем возможным информационным каналам обо всех публичных слушаниях по готовящимся изменениям в Генеральный план.

Отслеживание информации и активное участие в публичных слушаниях по вопросам изменения функционального назначения земельных участков — залог успешного исхода борьбы за сохранение городских парков, которые находятся под постоянной угрозой в связи с дальнейшим ростом городов и иных поселений.

Куда ещё можно писать, чтобы получить БЫСТРЫЙ ответ:

Пусть твиттер уже не пользуется былой популярностью, легче всего сфотографировать вырубку и выслать туда фото с пометой @Tularegion71 @Avilov_E и вопросом: «Что собственно происходит?».

В крайних случаях (СМИ на самом деле не всегда действенный способ) пишите новость и выкладывайте на тульских порталах и рассылайте в тульские газеты. Все контакты есть на сайтах СМИ.

Что делать, если вы не живете рядом с лесом и никак не можете повлиять на незаконные вырубки:

В повседневной жизни вы можете выбирать бумагу с маркировкой FSC. Такая бумага производится исключительно из древесины, полученной предприятиями, осуществляющими «ответственное управление» лесами и гарантирующими их воспроизводство.

Кто следит за вырубкой леса

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее — государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

3. Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

4. Положение о государственном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с правами, предусмотренными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

1) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

2) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

6. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с принимаемыми в процессе проведения контрольных (надзорных) мероприятий и по их результатам решениями, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в пределах установленной компетенции имеют право:

1) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

2) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

7. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах.

8. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Как написать жалобу на незаконную вырубку леса

Как написать жалобу на незаконную вырубку леса

Напишите жалобу на вырубку лесных насаждений. Незаконная вырубка леса – актуальная проблема для страны в целом и для отдельных ее регионов. В случае выявления подобных фактов, а также при незаконной вырубке деревьев на территории населенных пунктов граждане имеют право обращаться в уполномоченные инстанции для пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Какие действия подпадают под незаконную вырубку леса

Любые мероприятия, связанные с валом леса, должны подтверждаться соответствующей документацией. Если бумаги отсутствуют или разрешительный пакет неполный, то подобная деятельность подлежит преследованию по закону. Документы не требуются, если вырубка осуществляется в рамках одного из этапов строительства, дальнейшей сельскохозяйственной деятельности и фермерства или когда подобные мероприятия проводятся на частной и приусадебной территории.

Законодательством определены случаи, когда вырубка леса необходима:

  • Строительство государственных объектов при наличии разрешения от экологов.
  • Санитарные работы.
  • Реконструкция световых коммуникаций.
  • Устранение последствий ЧС.

Для проведения перечисленных мероприятий выдается порубочный билет – документ с водяными знаками и печатями уполномоченных структур. Его можно получить в профильном ведомстве местной администрации, в территориальном управлении Комитета лесного хозяйства или Департамента окружающей среды.

Согласно ст. 75 ФЗ-7 2002 г. «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды предусмотрена уголовная (ст. 260 УК РФ) административная (ст. 8.28 КоАП РФ) и дисциплинарная ответственность. Вид санкций зависит от обстоятельств правонарушения и размера материального ущерба.

Ответственность за самовольную вырубку

Административная ответственность наступает при незначительном ущербе:

  • Для физических лиц – штраф от 3000 до 4000 руб.
  • Для должностных лиц – от 20 000 до 40 000 руб.
  • Для юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.

При значительном ущербе наступает уголовная ответственность. Сумма штрафа варьируется от 500 тыс. до 3 млн. руб. Кроме этого виновные могут быть привлечены к принудительным работам, ограничению или лишению свободы на срок до 7 лет, если совершенные деяния повлекли за собой тяжкие последствия.

Как написать жалобу на незаконную вырубку леса за пределами населенного пункта

По всем фактам сруба деревьев вне населенных пунктов следует обращаться в лесничество, отвечающее за данный участок местности. Если в ведомстве не владеют информацией о таких действиях, формируется группа инспекторов для проверки разрешений у лиц, которые занимаются срубом. Кроме этого провести проверку по факту незаконной вырубки леса может Роспотребнадзор и полиция.

Жалобы в указанные структуры подаются в форме заявления. Документ не имеет строгих норм по оформлению, кроме соблюдения делового стиля в процессе написания. В заявлении нужно обязательно указать:

  • ФИО заявителя и контактные данные.
  • Наименование ведомства, куда подается обращение.
  • Обстоятельства правонарушения – место, время вырубки и т.д.
  • Требование о проведении проверки и принятия решения в соответствии с законом.
  • Дату и подпись.

Подать жалобу в Комитет лесного хозяйства можно несколькими способами:

  • Личное посещение территориального отделения ведомства. Адрес для жителей столичного региона: 143441, Московская обл., Красногорский р-н, 72км МКАД, п/о Путилково, комплекс ЗАО «Гринвуд», строение 25, 5-6 этаж.
  • По телефону: горячая линия — 8(498)602-00-93, единый номер ведомства – 8 (498) 602-18-42.
  • В электронной форме через сайт региональных управлений Комитета. Для жителей столичного региона: klh.mosreg.ru.

Аналогичными способами жалобы принимаются и в Роспотребнадзоре. Самый быстрый способ обращения через онлайн-приемную на сайте ведомства: www.rospotrebnadzor.ru.Письменные заявления можно отправлять в территориальные отделения ведомства, которые функционируют в каждом регионе РФ.

Как написать жалобу на незаконную вырубку леса в пределах населенного пункта

По факту спила деревьев в пределах города, например, во дворах многоэтажных домов, граждане имеют право обратиться в управляющую компанию или в ЖЭК. Если указанные организации не владеют информацией или не удается связаться с их представителями, то жалобу можно подать в местную администрацию, поселковый или районный совет, а также в территориальное подразделение Роспотребнадзора. Для проверки документов на месте спила, жители прилегающих домостроений могут обратиться в местное отделение полиции.

Письменное заявление составляется в свободной форме, с соблюдением делового стиля. Необходимо указать наименование учреждения, ФИО заявителя и контактные данные, а также подробно описать обстоятельства случившегося. На основании письменного обращения уполномоченные структуры обязаны провести проверку и принять меры в соответствии с действующим законодательством. Срок рассмотрения – 30 дней.

Адрес Управления делами Мэра и Правительства Москвы: ул. Тверская, 13. Тел.: 8 (495) 957-93-63. Онлайн-приемная для обращений граждан в электронной форме: www.mos.ru/ud/contacts.

Как написать жалобу на незаконную вырубку леса в прокуратуру

Прокуратура прямо не уполномочена заниматься вопросами вырубки леса и других подобных действий, однако это надзорная инстанция, которая контролирует деятельность всех государственных органов власти и должностных лиц. Если жалоба по факту незаконного сруба деревьев осталась без рассмотрения либо не приняты действенные меры реагирования, то граждане вправе обратиться в прокуратуру.

Заявление можно подать:

  • В ходе личного посещения территориального отделения ведомства. Адрес для жителей Москвы: 109992, пл. Крестьянская Застава, дом 1. Тел.: 8 (495) 683-68-74.
  • В электронной форме на сайте региональной прокуратуры. Для жителей столицы: www.mosproc.ru.

Жалоба пишется в свободной форме, с соблюдением официального стиля. Важно указать ФИО заявителя и контактную информацию, а также подробно описать обстоятельства дела. Обращения граждан рассматриваются в течение 30 суток с момента регистрации (ст. 5.1 приказа Генпрокуратуры №45), после чего заявителю предоставляется письменный ответ.

Законодательством определено, кто и при каких условиях отвечает за вырубку леса или деревьев в пределах населенных пунктов. Для прекращения незаконной вырубки необходимо написать жалобу в одну из уполномоченных структур, желательно до момента завершения работ.

Видео: ОМОН задержал группу «черных лесорубов»

Дежурные юристы

Как написать жалобу на вывоз ТБО Жалоба на вывоз ТБО

Напишите жалобу на нарушения при вывозе ТБО. Их уборка на территории РФ носит…

Пожаловаться на неприятный запах. Образец жалобы. Адрес, телефон - Горячая линия Жалоба на запах

Для жильцов весьма неприятны ситуации, когда в подъезде либо в квартире постоянно присутствует…

Как написать жалобу на загрязнение окружающей среды Как написать жалобу на загрязнение окруж.

Напишите жалобу на действия по загрязнению природы и окружающей среды. Нарушения законов в…

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)

Леса покрывают почти 50% площади России, составляя пятую часть от всех лесов мира. Поэтому они являются наиболее важным элементом в системе охраны окружающей среды страны. Сильно искаженные в последние десятилетия лесные ресурсы в настоящее время требуют активной защиты и ряда экологических мероприятий. Непосредственно эти задачи выполняет федеральный государственный лесной надзор. Лесной надзор является одним из видов экологического надзора.

Что такое Государственная лесная охрана?

Что такое Государственная лесная охрана?

20 марта 2006 года выдано правительственное постановление №150, которым утверждалось Положение, на основании которого и осуществляет деятельность Государственная лесная охрана.

Этот орган осуществляет следующую деятельность:

  1. Организация, защита и управление лесом
  2. Поддержание и приумножение лесных ресурсов и посевов
  3. Управление заповедниками, пресечение незаконной деятельности на их территории;
  4. Заготовка леса и продажа дерева, смолы, елки, коры, хвои, дичи и т.п.;
  5. Реализация непроизводственных лесных функций.

Лесоустройство – управление лесами, составляющих заповедники и являющихся частью национальных парков, учитывает принципы, изложенные в положениях об охране природы. Напротив, в лесах, внесенных в реестр памятников, и в лесах, в которых расположены археологические памятники, ведение лесного хозяйства осуществляется по согласованию с региональными учреждениями по охране памятников и с учетом соответствующего законодательства.

Государственный лесной надзор и контроль следит за устойчивым управлением лесами. Под этим понимается деятельность, направленная на формирование структуры лесов и их использование таким образом и темпами, которые обеспечивают:

  1. Постоянное сохранение их биологического богатства;
  2. Высокую продуктивность и регенеративный потенциал;
  3. Жизнеспособность и способность выполнять в настоящее время и в будущем все важные защитные, экономические и социальные функции, на местном, национальном и глобальном уровнях, без ущерба для других экосистем.

Цели, которые решает Федеральный лесной надзор

Цели, которые решает Федеральный лесной надзор

Государственный лесной надзор осуществляется для достижения следующих целей:

  1. Сохранение лесов и их благотворное влияние на климат, воздух, воду, почву, условия жизни и здоровье человека, а также на природный баланс;
  2. Их защита, особенно тех экосистем, которые представляют особую ценность по разным причинам;
  3. Защита почв и территорий, особенно подверженных загрязнению или повреждению, и имеющих особое социальное значение;
  4. Защита поверхностных и глубоководных, водосборных зон, в частности, в районах водосбора и в зонах подпитки резервуаров подземных вод;
  5. Производство на основе рациональной экономики древесины, а также сырья и побочных продуктов лесопользования;

Особую ценность эти экологические системы могут представлять по следующим причинам:

  1. Сохранение природного разнообразия;
  2. Сохранение лесных генетических ресурсов;
  3. Ландшафтные ценности;
  4. Потребность в науке.

Задачи лесной охраны

Задачи лесной охраны

Реализация этих целей осуществляется посредством основных мероприятий по управлению лесами (определенных в плане управления) и действий, вытекающих из плана охраны природы для конкретной лесной инспекции:

  1. Сохранение лесной растительности (лесов) и естественных болот, мха, торфяников и дюн в лесах как экологического угодья;
  2. Облесение новых площадей и пересадка леса после вырубки древостоя и в лесных районах в местах, поврежденных стихийными бедствиями;
  3. Обогащение биологического разнообразия лесов: интродукция видов растений и животных, подходящих для данного типа леса, защита сухостойной древесины, старых и полых деревьев, экотонов – переходных зон и т.д.;
  4. Борьба с пожарами, массовыми вредителями, предотвращение загрязнения воды;
  5. Реконструкция искаженных насаждений с целью придания им естественного состава и адаптации к условиям среды обитания;
  6. Рациональное использование леса таким образом, чтобы постоянно обеспечивать оптимальную реализацию всех его функций;
  7. Инициирование, координация и проведение периодической оценки состояния лесов и лесных ресурсов, а также прогнозирование изменений в этих экосистемах;
  8. Подготовка периодических крупномасштабных инвентаризаций состояния лесов, их обновление, например, памятников природы, болот, родников, валунов, а также культурных объектов и мест национального значения;
  9. Ведение базы данных лесных ресурсов и состояния экосистем;
  10. Защита лесных генетических ресурсов, служащих для сохранения генетического разнообразия экосистем и способствующих ренатурализации поврежденных зеленых насаждений.

Рациональное использование леса таким образом, чтобы постоянно обеспечивать оптимальную реализацию всех его функций путем:

  1. Регистрации в пределах, не превышающих возможности производство леса;
  2. Получение сырья и побочных продуктов лесопользования таким образом, чтобы обеспечить их биологическое восстановление.

Современное лесопользование в значительной степени осуществляется с учетом активной природоохранной деятельности. Эта экосистема воспринимается не только с позиции объема древесных ресурсов, но и как целая экосистема. Его отдельные элементы ценны по ряду причин, включая экономические, социальные, культурные, образовательные и рекреационные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *