Что общего у органов растения показанных на рисунке и чем они отличаются лук и свекла
Перейти к содержимому

Что общего у органов растения показанных на рисунке и чем они отличаются лук и свекла

  • автор:

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вегетативные органы растения»

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа

3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.

1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды

4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).

5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

1) Увеличится концентрация почвенного раствора, корням растений будет тяжелее поглощать воду.
2) Произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) Дождями избыток удобрений смоется в водоемы, водоемы «зацветут».

7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года

8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды

9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.

11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б — мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция — запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция — запасание веществ.

12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.

1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)

14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

16. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица тюльпана». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Луковица тюльпана – это видоизмененный укороченный подземный побег. (2) У луковицы имеется плоский плотный стебель – донце. (3) На донце развиваются два типа видоизмененных листьев – чешуй. (4) Снаружи находятся сухие листья, образованные живыми специализированными клетками, защищающими луковицу от повреждений. (5) Мясистые сочные листья луковицы, находящиеся внутри, запасают воду и растворы органических веществ, а также особые вещества – фитонциды. (6) От донца отходят боковые корни, удерживающие луковицу в почве. (7) С помощью луковицы происходит половое размножение тюльпана.

4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение

17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

20. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У растений встречаются различные видоизмененные органы: корневища, клубни, луковицы, корнеплоды. (2) В нижней части луковицы имеется донце – вегетативная почка. (3) Снаружи расположены сухие отмершие листья – чешуи, выполняющие защитную функцию. (4) Сочные чешуи луковицы запасают органические вещества. (5) В клетках сочных чешуй луковицы также синтезируются особые вещества – фитонциды, которые убивают микроорганизмы. (6) Цветоносные побеги растения развиваются из сочных чешуй луковицы. (7) Луковица – это видоизмененный корень, участвующий в вегетативном размножении.

2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег

21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.

22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период

32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

1) 1 — кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная

Что общего у органов растения показанных на рисунке и чем они отличаются лук и свекла

Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

К какому классу покрытосеменных относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2. Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они различаются.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? Какая ткань обеспечивает развитие почки?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Рассмотрите рисунок. Дайте название изображенным образованиям. Назовите тип взаимодействия между растением и бактериями. Объясните, что дают друг другу бактерии и растение.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

К каким классам принадлежат семена изображённых на рисунке растений?

В чём их сходство и отличия?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Рассмотрите рисунки. Опишите отличительные особенности данных растений и определите к какому отделу они относятся.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Определите по рисунку, к какому отделу и к какому классу относится изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу. Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функкции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Что изображено на рисунке? Ответ обоснуйте. Какие части изображённого объекта на рисунке обозначены цифрами 1 и 2? Из каких структур они образуются? Ответ поясните.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

К какому отделу и подотделу относится изображённое на рисунке растение? По каким признакам его можно отнести именно к этому отделу и подотделу. Ответ поясните.

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Видоизменения каких органов растения изображены на рисунках 1, 2 и 3? Для чего служат данные видоизменения? В результате какого процесса образовались такие разновидности растения?

«Группы растений, органы растений и их функции»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема школы: Формирование функциональной грамотности личности учащихся как условие повышения качества образования

Тема ШМО: Развитие функциональной грамотности младшего школьника как важный фактор повышения качества образования

Методическая тема учителя: «Использование дидактических игр на уроке математики»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 26.01.16

Предмет: познание мира

Тема: Группы растений, о рганы растений и их функции .

Цель: — формировать у детей представление о растениях

— дать понятие о группах растений, о частях растений, научить детей распознавать части растений, объяснить, что каждая часть играет свою роль в развитии растения;

— развивать память, мышление, сообразительность, речевую активность;

— воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование:— рисунки с изображением деревьев, кустарников, трав, у чебники, альбомы, карандаши.

I Орг момент. Психологический настрой.

Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем.
И мир большой познаем!

II Сообщение новой темы.

Беседа с учащимися о растениях по предметным картинкам:

на доске картинки – берёзы, дуба, ели, сирени, вишни, рябины, тюльпана, гвоздики, подснежника, одуванчика, колоса.

Назовите все картинки.

Что объединяет все эти картинки? Как одним словом можно их назвать? (растения). Почему они называются растениями? (растут).

Для чего нужны растения?(чистый воздух, пища, красота, жилище)

— Что необходимо для жизни растений? (свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества)

можно ли растения назвать живой природой? (можно). Почему? (растут, питаются, размножаются, умирают).

на какие группы можно разделить все эти растения? Разделите. (дети сначала отбирают деревья, затем кустарники, а потом растения).

как можно назвать эти группы? (деревья, кустарники, травы).

Сравнение растений каждой группы:

давайте сравним растения каждой группы. Что у них общего? Чем они различаются? Какие растения живут долго? А какие мало? Как размножаются растения каждой группы?

Ф И З М И Н У Т К А

Работа по учебнику на стр.32-33.

сравнение деревьев, кустарников и трав по высоте;

беседа об изменениях растений каждой группы.

Беседа с учащимися о частях растений по предметным картинкам:

у каждого растения есть органы, при помощи которых оно дышит, питается, прикрепляется к земле, размножается. У каждого растения все эти органы разные, поэтому все растения на земле не похожи друг на друга. У растений есть подземные органы и надземные органы. Подземные органы – это корень, надземные органы – это стебель и листья.

Работа по учебнику на стр. 33-37.

посмотрите на дерево и назовите его органы. Чем отличаются органы травянистых растений от органов деревьев?

назовите органы (части) растений – корень, стебель, листья, цветки, плоды.

— Какую роль играет корень у растений каждой группы?

КОРЕНЬ – орган питания растения минеральными солями.

СТВОЛ (стебель) – является проводником минеральных солей и воды.

ЛИСТЬЯ – орган дыхания растения.

ЦВЕТОК, ПЛОД – орган размножения растения.

— Из каких частей состоят кустарники и травянистые растения? (Нет ствола, но есть стебли и т.д.).

Выращивая растения, человек использует для себя различные их части: корень – солодка; листья – подорожник, лопух; плоды – абрикос, слива, арбуз, шиповник; цветки – ромашка, календула, одуванчик и т.д.

III Закрепление новой темы.

krossword%20(4)

Без этой части растение погибнет (корень).

Эта часть растения чаще всего зелёного цвета (лист).

Бывает вкусный, сочный (плод).

Яркий благоухающий (цветок).

У дерева он один, у кустарников много (стебель).

Отгадывание загадок про растения.

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива)

На желтой тарелочке

Мальчики и девочки,

Что я за цветок? (Ромашка)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И – развел этот шар. (Одуванчик)

Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб)

Сижу на дереве, кругла как шар.

Вкусна, как мед, красна, как кровь. (Вишня)

Эй, звоночки, синий цвет, —

С язычком, а звону нет! (Колокольчики)

Белый сарафан. (Береза)

Она в лесу своем живет

Что непременно в Новый год

Придет кому-то в дом. (Елка)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Смородина)

Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь)

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

Творческая работа

Нарисуйте растения из разных групп.

IV Итог урока.

— Что интересного узнали на уроке?

— На какие группы делятся растения?

— Как человек должен относиться к растениям?

— Зачем нужно беречь растения?

— Что будет, если люди перестанут сажать деревья?

Какие группы растений вы знаете?

images (2)images (1)

medherb052images (3)

Полезные-свойства-рябины

122

9d1efbb2fc9c47d67591bf72a783fc8c

sireneviy-kust

294920448

shipovnik1

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Стр. 36 вопрос 4

Выучи правило.

Корень, стебель, листья, цветки, плоды – это органы растений. Корень – это подземная часть растений. Стебель, листья и цветки – это надземная часть растений.

Тема. Плоды растений. Семена. Овощи и пути их выращивания

Цель: формиоовать понятие «плоды и семена – органы размножения растений»

Обеспечить усвоение учащимися знаний разнообразия овощей, создать условия на уроке для усвоения учащимися знаний плодов, их различий, повторить части растений, группы растений.

Развивать кругозор учащихся, познавательный интерес, речь, память, внимание, мышление.

Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к предмету, дисциплинированность, бережное отношение к растениям.

Тип урока: Урок сообщения нового материала.

Вид урока: стандартный

Оборудование. у ебники, дневник наблюдений, предметные картинки.

проверка готовности учащихся к уроку;

психологический настрой детей.

2. Актуализация прежних знаний.

растения делятся на травы, кустарники, деревья;

корень – надземная часть растения;

стебель, листья и цветки – это надземная часть растений;

берёза – это травянистое растение;

растение питается через корень;

малина относится к кустарникам;

через листья растение дышит.

Коллективная проверка диктанта (+ — + — + + +).

Контроль домашнего задания:

учащиеся рассказывают о частях раснений (стр.36 №4)

3. Объяснение нового материала.

Беседа с учащимися о плодах растений по предметным картинкам:

у каждого растения есть органы – плоды. Плоды бывают двух видов – сочные и сухие. Сочные плоды – мягкие и богатые соком. Сухие плоды – жёсткие, с сухой кожурой. Плоды образуются после цветения цветков растения. Многие плоды можно есть, они съедобные. Внутри плодов есть семена, или сам плод является семенем. У многих плодов внутри много семян, у многих только одно.

на доске перед вами картинки разных плодов, давайте их назовём (яблоко, орех, кукуруза, земляника, малина, груша, апельсин, лимон, помидор, огурец, тыква, арбуз, пшеница, горох, фасоль). Давайте сначала отберём сочные плоды, а затем – сухие.

Какой частью растения является плод? (надземной).

Разгадывание загадок об овощах:

сидит дед на грядках, весь в заплатках, кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук);

расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка (капуста);

расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая (морковь);

на грядке длинный и зелёный, а в кадке жёлтый и солёный (огурец);

в огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в борщ кладут и так едят (помидор);

над землёй трава, а под землёй бордовая голова (свёкла);

золотая голова велика, тяжела, золотая голова отдохнуть прилегла, голова велика, только шея тонка (тыква);

красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зелёным листом (редиска);

и зелен и густ на грядке вырос куст, покопай немножко: под кустом (картошка).

Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом? (овощи).

зачем человек выращивает овощи? (ответы детей).

(Ф И З М И Н У Т К А)

4. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику на стр.38-43

рассматривание овощей, беседа о пользе овощей – используют в медицине, содержат в себе витамины.

Работа по тетради на стр.19

Творческая работа учащихся – нарисовать любой овощ.

5. Подведение итогов урока.

Обмен впечатлениями об уроке.

Игра «Вершки и Корешки»

Класс делится на две группы.

1 гр. – называет растения у которых человек употребляет в пищу «вершки»

2 гр. – «корешки»

images (1)images

загруженное

загруженное (6)

загруженное (3)загруженное (2)

загруженное (1)загруженное (4)

загруженное (7)cucumber-1

загруженное (5)watermelon

goroh1

загруженное (9)

загруженное (8)

Д\игра «Что будет, если…»

— Класс делится на 3 группы, по рядам. Каждая группа вытягивает вопрос, обсуждает его и отвечает.

* Что будет, если вырубить сосновый лес?

* Что будет, если срывать, вытаптывать цветы?

* Что будет, если обламывать ветки деревьев?

* Что будет, если в лесу оставить непотушенный костер?

* Что будет, если весной собирать березовый сок?

* Что будет, если обрабатывать ядохимикатами растения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 949 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 187 человек из 49 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 359 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 266 материалов в базе

Другие материалы

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Конспекты
  • 28.01.2016
  • 1569
  • 1
  • Начальные классы
  • Конспекты
  • 28.01.2016
  • 723
  • 1
  • Начальные классы
  • Конспекты
  • 28.01.2016
  • 399
  • 0
  • Начальные классы
  • Презентации
  • 28.01.2016
  • 1095
  • 5
  • Начальные классы
  • 1 класс
  • Конспекты
  • 28.01.2016
  • 986
  • 0
  • Начальные классы
  • Конспекты
  • 28.01.2016
  • 689
  • 0
  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Презентации
  • 28.01.2016
  • 629
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • 28.01.2016 2110
  • DOCX 889.1 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Овчаренко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала
  • На сайте: 6 лет
  • Подписчики: 3
  • Всего просмотров: 59485
  • Всего материалов: 35

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Функции органов растений

Перечислить основные органы растений их функции и значение.

БИЛЕТ № 1

Цветоводство, роль и задачи.

Перечислить основные органы растений их функции и значение.

1.Цветоводство как составная часть зелёного строительства призвано сыграть важную роль в улучшении ландшафтов жилых и производственных территорий.

Цветоводство как отрасль растениеводства базируется на принципах современной биологии. Биологической основой цветоводства является познание особенностей роста и развития цветочных культур, их потребностей в факторах среды с целью разработки наиболее рациональных приёмов агротехники. Конечная задача- это изучение закономерностей формирования максимальной урожайности цветочной продукции при высоких качественных показателях и наименьших затратах. Современное цветоводство представляет собой промышленную отрасль растениеводства.

Цветоводство- одна из самых доходных отраслей сельского хозяйства.

2. Корень— вегетативный орган растения, который первый появляется при прорастании семени. Корень растет, ветвится и образует корневую систему.

Корневая система- совокупность всех корней одного растения. Она бывает 3-х типов:

Растение со стержневой системой плохо переносит пересадку. Растение выращенное рассадным методом всегда имеют мочковатую корневую систему. Место соединения корня со стеблем- корневая шейка.

1)Удерживает растение в почве;

2)Впитывает воду и растворенные в ней питательные вещ- ва;

3)Может быть местом отложения питательных вещ- в;

4)Корень дышит, поглащает кислород.

Видоизменения корня:

Корнеплод— это видоизмененный корень содержащий запас питательных вещ- в (морковь, свёкла)

Корнеклубень-это подземный видоизмененный корень (георгин)

Воздушные корни, они впитывают влагу из воздуха, служат для опоры и дополнительного питания (монстера)

Корниприсоски у растений паразитов. При помощи них они прикрепляются к другим растениям и питаются за их счёт.

Клубенькиобразуются у бобовых растений, они всасывают свободный азот из воздуха и превращают в сложные соединения необходимые для питания растения.

Стебель— вегетативный орган.

Функции стебля:

1)Соединяет надземную и подземную часть растения

2)Является проводником питательных вещ- в

3)Распределительная и образовательная функция

4)Может быть органом размножения

По строению стебель бывает одревесневший, полуодревесневший, зелёный. По характеру роста стебель бывает: прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, ползущий, лазящий. Стебель с листьями и почками называется побегом.

Части побега: места соединения листа со стеблем называется узлом, расстояние между узлами называется междоузлием, угол между стеблем и листом называется пазухойлиста.

Почка— это сильно укороченный побег с зачатками листьев или цветов.

Корневище— это подземный стебель с видоизмененными листьями и почками.

Клубень— это подземный стебель содержащий большой запас питательных вещ- в.

Клубнелуковица— это подземный стебель с заметными круглыми междоузлиями.

Колючка— видоизменённый стебель, расположенный в пазухе листа.

Стебель может выполнять фун- ию листа, тогда лист уменьшается до чешуйки, если стебель выполняет фун- ию и похож на лист такое видоизменение называется филлокладия.. Если стебель выполняет фун-ию и не похож на лист то такое видоизменение называется кладодия.

Лист— вегетативный орган, он состоит из листовой пластинки, черешка и прилистника. Листья бывают простые и сложные. Черешок служит для прикрепления листа к стеблю. Если лист не имеет черешка его называют сидячим. Листорасположение: очередное, когда листья идут друг за другом, супротивное, когда листья расположены друг на против друга, мутовчатое, листья расположены пучком.

Фотосинтез— образование органических вещ- в из неорганических.

Газообмен, т. е. лист одновременно поглащает и выделяет кислород и углекислый газ.

Транспирация— это испарение которое оберегает растение от перегрева.

Цветок— это сильно укороченный побег с видоизмененными листьями приспособленными для полового размножения.

Основные свойства: декоративность, образование семян и плодов.

35. Дайте определение

Орган — это обособленная часть тела, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции

36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами

37. Заполните таблицу "Органы цветкового растения"

Название органаФункции
Цветок размножение
Стебель вынос листоев к свету, опора, транспорт веществ
Плод защита и распространение
Лист дыхание и фотосинтез, у некоторых: защита и опора
Корень укрепление растения в почве, минеральное питание, поглощение воды, запас веществ

38. Выполните задания

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют

2) Нарисуйте схему этой системы

3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют

4) Нарисуйте схему этой системы

39. Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система

у двудольных (горох, дуб, абрикос)

б) мочковатая корневая система

рис, пшеница, лук

40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами

41. Заполните таблицу "Особенности строения корня растения"

защищает зону деления от механического воздействия

42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу

Видоизмененный кореньФункцииРастения
1. корнеплод запасание питательных веществ редис, морковь, свекла
2. корневый клубни запасание питательных веществ георгины
3. корни-прицепки поднимает растения со слабым стеблем плющ
4. дыхательные корни снабжают кислородом подземные части растения болотный киппарис
5. ходульные корни снабжают кислородом подземные части растения баньян

43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, ообзначенные цифрами

44. Рассмотрите рисунок. Подпиите части стебля, обозначенные цифрами

45. Заполните таблицу "Строение стебля"

Часть стебляТип тканиФункции
пробка покровная защита, опора
луб образовательная транспорт органических веществ
камбий проводящая образование новых клеток
древесина проводящая транспорт минеральных веществ
сердцевина основная запасающая

46. Дайте определение

Почка — это зачаточный побег

47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части

48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке. Подпишите части листа, обозначенные цифрами

49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки

Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8,

Сложные листья: 3, 5, 9, 10

50. Дополните предложения

В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ и испарения воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса — защиту, усики гороха — опору

51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части

52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами

7. Тычиночная нить

53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки зеленым, венчики — желтым, и т.д.)

54. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков

55. Дайте определение

Соцветие — это группа мелких цветков

56. В чем заключается биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. то повышает вероятность опыления насекомыми

57. Заполните таблицу "Типы соцветий"

58. Заполните схему "Классификация плодов"

ясень, одуванчик, подсолнечник

персик, вишня, малина

горох, арахис, дурман

томат, крыжовник, арбуз

59. Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами

60. Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие — к двудольным

Однодольные: кукуруза, пшеница, лук

Двудольные: капуста, горох, одуванчик

61. Заполните схему "Органы покрытосеменных растений"

Строение семени. Функции частей семени

Растения размножаются плодами и семенами. Плоды образуются в результате оплодотворения и преобразования органов цветка, включая завязь, чашечку и цветоножку, а также содержание одного и множества семян. Семя – это преобразование в результате оплодотворения семяпочки. Плодовая оболочка плотно срастается с семенной. У пленчатых культур зерновки еще покрыта цветковыми чешуями. Эндосперм зерновки представляет собой ткань с запасными пит.веществами. Зародыш расположен у основания зерновки на выпуклой стороне. Он сост. из щитка, почечки, покрытой зачаточными листьями, первичного стебля и корешка.

Семенная оболочка– поверхностные покровы защищающие внутренние органы от внешних воздействий среды. Регулируют поступление и отдачу воды, газообмен. Обладают избирательной способностью в отношении растворенных в воде веществ. Способствует распространению семян за счет выростов (шипов, крючков, волосков)

Запасные пит. в-ва– явл. источником энергии д/проростка. М.б.в виде отдельного органа эндосперм или перисперм, м.б. частью зародыша – семядоли.

Зародыш –зачаток будущего растения, носитель наследственной генетической информации. Состоит из почки, 1 или нескольких зародышевых корешков.

Запасные питательные вещества семян. Крупность и выравненность семян, и их значение.

Основную массу зерна составляют углеводы. Более 90% углеводов представлено крахмалом, и 10% углеводов – сахаров, кот. наход. в зародыше. Азотистые вещ-ва – наиболее ценная часть зерна. Преобладают белки, они не однородны, образуют клейковину, от свойств кот. зависят хлебопекарные качества зерна. Лучшая клейковина в зерне пшеницы.

Содержание жира в зерне невелико. Больше его в зерне овса и кукурузы. Содерж.жир в зародыше. Клетчатка сод. в оболочке. Наиболее высокое содержание имеют пленчатые хлеба. Также в оболочке содерж. зола, она богата фосфором и калием. Кроме этих химических соединений в зерне содер. ферменты и витамины. Ферменты –органические соединения, играющие важную роль в превращении веществ в зерне, в процессе его формирования, созревания и прорастания. Витамины — группа органических соединений, необходимых для питания человека и животных и имеющих огромное значение для поддержания на нормальном уровне процессов обмена веществ и всех важных жизненных функций организма. Хим.состав зерна хлебов меняется в зависимости от вида и сорта растений, климата, обеспеченности питания, агротехники и др.

Посев крупными тяжеловесными семенами с высокими показателями энергии прорастания и всхожести, прошедшими своевременный обогрев и протравливание, позволяет получить сильные дружные всходы, хорошо развивающиеся растения в период вегетации, равномерно формирующееся и созревающее зерно культуры. Крупные семена гороха имеют хороший запас органических и минеральных веществ, крупную почечку и в результате образуются сильные проростки, из кот.развив.растения, дающие высокий урожай.

На величине урожая сказывается и выравненность семян, мелкие фракции семян при высокой их выравненности обеспечивали получение высокого урожая – выше уровня исходных семян.

Билет 10 Посевные, сортовые и урожайность свойства семян. ГОСТы на семена.

Сортовые характеризуются типичностью. Посевные- группа признаков морфологического и биологического характера, которые влияют на мощность и восстановление проростов. Урожайные — определяют различия в урожайности культуры при равных качествах семян. ГОСТ нормирует все, от отбора до пробы. Нормируется ГОСТом: 1. чистота семян -содержание в семенном материале семян основной культуре выражено в % по массе, примеси делятся на живые примеси, мертвые примеси; 2. влажность семян –содержание влаги в % по массе в семенном материале; 3. лабораторная всхожесть семян – кол-во нормальных проросших семян выраженных в % в пробе взятой для анализа в течении установленных для каждой культуры срока; 4. жизнеспособность характеризуется содержанием в семенном материале живых семян в %; 5. заражение вредителями и болезнями; 6. масса 1000 семян –определяется в группе в воздушно сухом состоянии семени, характеризует крупность семян и используется при расчете нормы высева; 7. травмируемость содержание в основной культуры поврежденных семян в %.

Строение и функции стебля

Стебель имеет большое значение в жизни растения. Стебель — опора, связующее звено между всеми органами растения, место для запасания веществ. Для выполнения этих функций в нем хорошо развиты проводящие, механические и запасающие ткани.

Основные функции стебля

Стебель — «ось», побега. Он выполняет опорную функцию, «держит» на себе листья, почки, цветки, плоды и выносит их к свету. Кроме того, по стеблю идет передача воды и питательных веществ от одних органов к другим, то есть стебель выполняет также и транспортную функцию.

У многих трав, всех деревьев и кустарников в стебле откладываются в запас питательные вещества, которые используются для роста почек, цветков и плодов. Следовательно, стебель выполняет еще и запасающую функцию.

Внутреннее строение стебля

Снаружи стебель защищают от внешних воздействий покровные ткани. Самый верхний слой стебля — кожица. Она присутствует только у молодых ветвей. У более старых кожица сменяется другой покровной тканью — пробкой. Под пробкой находится кора. Наружный слой коры представлен зелеными клетками, содержащими хлорофилл, поэтому стебель выполняет еще и фотосинтезирующую функцию. Внутренний слой коры — луб. В стебло в состав луба входят ситовидные трубки, лубяные волокна и запасающие ткани. Лубяные волокна придают стеблю прочность и гибкость.

Следующий за корой слой клеток — камбий. Это образовательная ткань. Клетки камбия живые, в результате их деления образуются клетки луба и древесины. При этом в сторону древесины камбий откладывает клеток больше, чем в сторону коры. Древесина — самый мощный слой, залегающий под камбием.

Она, как и луб, состоит из разных клеток. В ее состав входят сосуды и волокна. Все эти образования мертвые. Единственные живые клетки древесины — запасающие.

К центру от древесины расположена сердцевина Клетки сердцевины крупные, тонкостенные. Именно они выполняют запасающую функцию.

Годичные кольца

За счет образовательной ткани, находящейся на верхушке побега, стебель растет в длину. Деление клеток камбия обеспечивает рост стебля в толщину.

У деревьев, произрастающих в условиях умеренного климата, деление клеток камбия начинается весной и заканчивается осенью. Весной образуются более крупные клетки, а к концу лета — узкие, с толстыми оболочками. В результате формируется годичное кольцо — прирост древесины за год. Каждое кольцо состоит из светлого (летнего) и темного (зимнего) слоев. По числу годичных колец на спиле ствола можно определить возраст дерева.

Основная статья: Плод

Семя — это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ и защищенное семенной кожурой. Семя служит для расселения растений и переживания неблагоприятных условий.

Семена используются весной при посеве огурцов, редиса, фасоли, гороха, бобов, при выращивании рассады помидоров, перцев и баклажан.

Строение семян

Семена разных растений различаются по форме и разме­рам. Например, у мака, репы, капусты, петрушки, моркови семена мелкие, у фасоли, бобов, тыквы — крупные.

Со­стоит из зародыша, питательных веществ и семенной ко­журы. Питательные вещества откладываются в эндоспер­ме или семядолях.

Зародыш семени

Главная часть семени — зародыш. Он состоит из заро­дышевого корешка, зародышевого стебелька, почечки и семядолей (рис. 167). Семядоли — это первые листья заро­дыша. Таким образом, зародыш — это миниатюрное расте­ние, которое имеет все органы взрослого растения — корень, стебель, листья.

Семядоля

Зародыш может иметь одну семядолю или две. В зависи­мости от количества семядолей растения делятся на одно­дольные (кукуруза, лук. овес, пшеница, рожь, тюльпан и др. ) и двудольные (горох, огурец, тыква, фасоль и др.).

Питательные вещества семени

В семенах содержится запас питательных веществ. Основ­ными запасными питательными веществами являются крах­мал, белки и жиры. Кроме того, в семенах в небольшом ко­личестве имеются минеральные вещества, витамины и дру­гие органические вещества. Одни растения запасают пита­тельные вещества в эндосперме (пшеница, рожь, ячмень, мак, липа, перец сладкий, сирень и др.). У других растений пита­тельные вещества эндосперма во время созревания семян рас­ходуются на рост зародыша. Тогда образуются семена без эн­досперма. Запасные питательные вещества в семенах таких растений откладываются в мясистых семядолях (бобы, горох, огурец, тыква, фасоль и др.). В семенах всегда есть неболь­шое количество воды.

Средства защиты семян

Семенная кожура

Снаружи семя покрыто се­менной кожурой, которая об­разуется из покровов семязачатка.

Семенная кожура надежно защи­щает семя от высыхания, механи­ческих повреждений, перепадов температуры, проникновения бак­терий и грибов. Семенная кожура часто окрашена в различные цвета (рис. 168). У семян пшеницы, ржи, ячменя и других злаков семенная кожура срастается с сухим околоплодником (см. рис. 167).

Ядовитые вещества

Средством защиты семени является не только прочная се­менная кожура, но и различные вещества с резким запахом и вкусом. В семенах некоторых растений содержатся ядовитые вещества, которые также выполняют защитную функцию.

Покой семян

Покой семян — это важное приспособление, позволяющее растениям переживать неблагоприятные усло­вия и поддерживать существование своего вида.

В период созревания семян в них проис­ходит развитие зародыша и накапливаются запасные пита­тельные вещества. В зрелых семенах все процессы жизне­деятельности замедлены, количество воды не превышает 10-15 % от общей массы семени. После созревания на материнском растении и до прорастания семена большинства растений находятся в покое. Благодаря состоянию покоя се­мена могут переживать неблагоприятные условия и долго оставаться живыми. Материал с сайта http://wiki-med.com

Жизнеспособность семян

Жизнеспособность семян – это свойство се­мян сохранять способность к прорастанию.

При наступлении благоприят­ных условий семя пробуждается и прорастает. У некоторых растений семена очень быстро теряют всхожесть — способность к прорастанию. Семена клена серебристого, дуба, бука, каштана конского, тополя, ивы, вяза остаются жизнеспособными от нескольких дней до не­скольких месяцев. Семена пастернака, сельдерея сохраняют жизнеспособность 1-2 года, фасоли, кукурузы — 5-7 лет, огурцов, патиссонов — 6-7 лет. Жизнеспособность семян за­висит от биологических особенностей вида растений, а также от условий хранения. При неправильном хранении (высокие температура и влажность) семена быстро теряют всхожесть.

Рекорд долголетия установлен семена­ми арктического люпина, покрытыми толстой, поч­ти непроницаемой кожурой. Семена этого растения были найдены на плато Юкон в толще промерзшего ила реки Миллер-Крик (Канада). В норах, вырытых леммингами, они пролежали около 10 тыс. лет. По­сеянные семена через двое суток проросли, и одно из них дало цветущее растение.

Прорастание семян

см. Прорастание семян

На этой странице материал по темам:

какое количество запасных питательных веществ содержится в семени

кукуруза сколько семядолей

семя его строение и значение

часть семени в которой находится запас питательных веществ для зародыша

какие питательные вещества имеются в семени?

Вопросы к этой статье:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.