Арматуры строительная: вязка или сварка
При закладке основания соединение арматуры может производиться двумя основными способами: сваркой или связкой.
Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, ознакомиться с которыми окажется не лишним любому начинающему строителю.
Достоинства и недостатки сварки арматуры
Единого мнения относительно того, можно ли сваривать арматурные прутья фундамента между собой, нет. Одни эксперты уверены, что делать это нельзя, а другие придерживаются противоположной точки зрения. Тем не менее, метод сварки для скрепления между собой сегментов арматурной проволоки используется на практике довольно часто.
Многие строители предпочитают варить арматуру фундамента просто потому, что это достаточно просто и быстро. Но в процессе сварочных работ металл арматуры сильно нагревается, в результате чего утрачивает такие свои характеристики, как жесткость и прочность. Соответственно, если каркас варить, он будет менее надежным.
Сварные арматурные изделия можно разделить на следующие категории:
- сварные каркасы;
- сварные сетки;
- сварные стержни.
Изготавливаются арматурные сварные каркасы из продольных и поперечных прутьев, соединение которых методом сварки производится в местах пересечения.
Говоря о преимуществах сварки арматуры фундамента, следует отметить следующие моменты:
- низкая стоимость расходных материалов;
- несущественные временные затраты;
- возможность получения конструкции высокой прочности, если варить правильно.
Решившись варить арматуру фундамента, не забывайте предварительно подготовить все обрабатываемые поверхности к работе. По окончании работ следует проследить за тем, чтобы изделие остыло самостоятельно, без постороннего вмешательства.
Сварка арматуры позволяет существенно упростить процесс закладки фундамента в целом. Прочность сваренного каркаса даже при допущении небольшой ошибки существенно снизится.
Варить каркас фундамента можно только в том случае, если вы уверены в уровне квалификации работника, которому будет доверено выполнение сварочных работ.
Как снизить негативное воздействие сварки на прочность арматуры
Если сварка выбрана в качестве способа соединения арматуры фундамента, важно знать, как сделать все правильно и свести потери свойств металла к возможному минимуму. Для начала следует подобрать электроды. Для прутьев, диаметр которых не превышает 14 мм, можно взять «АНО-21» или «Тр». Они имеются в свободной продаже в любом специализированном магазине.
Не менее важно правильно подобрать величину тока, с которой будете варить каркас. Ведь именно от нее в первую очередь зависит большая часть качественных характеристик сварного шва. Величину тока проще всего выбирать опытным методом. Сделайте несколько пробных сварных швов и внимательно изучите полученный результат. В случае если происходит прилипание электрода к металлу, показатель тока можно немного увеличить. После того, как закончите варить очередной стык, дайте ему остыть и произведите проверку поверхности на отсутствие микротрещин. Если таковых не имеется, можно с полной уверенностью утверждать, что работа произведена правильно.
Чтобы придать сварному шву каркаса для основания большую долговечность можно увеличить плотность прилегания подлежащих сварке элементов друг к другу. Наиболее эффективно сделать это можно с помощью любого шлифовального оборудования.
Оценить негативное влияние сварки на арматуру можно при помощи визуального осмотра. Если вокруг места сварки имеются трещины, это свидетельствует о том, что сварка не подходит для того металла из которого изготовлена каркасная сетка.
Варить арматуру можно различными способами. Но на практике наиболее часто применяется электродуговая инверторная сварка. Связано это с тем, что данный вид огневых работ поддается контролю и, соответственно, регулировке.
Системы соединения тоже могут варьироваться. Но чаще всего используют следующие варианты:
- крестовое соединение;
- тавровое соединение;
- нахлестное соединение;
- стыковое соединение.
Тавровый метод лучше для сварки не использовать. При его использовании прочность на изгиб оказывается слишком низкой. Обычно основные прутья варят внахлест, а поперечные – посредством крестового типа сварки.
Вязка арматуры: достоинства и недостатки
Вязка арматуры для фундамента используется несколько чаще, чем сварной метод. Почему это происходит, попытаемся выяснить. Вязать арматуру можно с помощью специальной проволоки. Никакие другие материалы применять нельзя.
Вязка каркаса по своей сути является наиболее простым способом соединения. Кроме того, именно вязать нужно такие прутья, в маркировке которых отсутствует индекс «С», означающий, что для сваривания данная арматура не подходит.
Вяжут чаще всего проволоку из отожженной низкоуглеродистой стали. Проволока, которая используется с данной целью, может быть различного диаметра. Если использовать более тонкие прутья, для надежности лучше сложить их в несколько раз. Слишком толстые пруты будут не слишком хорошо гнуться, а потому использовать их не рекомендуется. Вязать нужно материалы, отличающиеся мягкостью на изгиб.
Если используемая арматурная проволока гнется плохо, а другого варианта для использования нет, можно попробовать подержать арматуру над огнем в течение получаса, а потом дать ей остыть. Данная процедура может помочь сделать металл несколько более податливым.
Если вы имеете хотя бы небольшой опыт в сфере строительства, вязать арматуру достаточно просто. Если сварка представляет собой прочное соединение, вязка дает арматуре определенную свободу. Так что осадка фундамента не будет представлять собой проблемы.
Вязать арматуру можно даже в том случае, если строительство ведется на сложных грунтах. Почему лучше связывать? Если арматуру в данной ситуации варить, конструкция элементарно не выдержит оказываемых на нее нагрузок и развалится с течением времени. Если арматуру вязать, ничего подобного не произойдет, поскольку все соединения будут оставаться подвижными. Измениться при таком раскладе может разве что расположение арматурных прутьев в пространстве, что никак не влияет на возникновение в фундаменте дополнительных напряжений.
Узлы и материалы, используемые для связки арматуры
Соединять стержни допускается различными способами. Чаще всего при выполнении данного типа работ используются следующие типы связки:
- мертвая;
- двухрядная;
- угловая;
- крестовая;
- двойная;
- простая.
Рекомендуется использовать отожженную проволоку диаметром от 0,8 до 4 мм. Конкретный выбор сечения должен производиться с учетом особенностей возводимой конструкции. Что касается частоты крепления и шага укладки арматурных прутов, данные показатели рассчитываются заблаговременно на стадии создания проекта и обязательно указываются в рабочей документации.
Вязать арматуру для фундамента можно непосредственно на строительной площадке или в специально оборудованном цехе. Инструмент для работы можно применять самый простой. Чаще всего речь идет о крюке из специальной проволоки, которая позволяет надежно соединять между собой несколько прутьев арматуры. Так же можно использовать арматурные кусачки.
Если планируется большой объем работы, можно приобрести пистолет для арматуры, который достаточно прост в испонии. К тому же его использование позволяет существенно увеличить скорость вязки.
Пистолет – это профессиональный инструмент, стоимость которого достаточно высокая. Поэтому если речь идет об единичном случае соединения каркаса арматуры, покупать его окажется нерентабельно.
Для удобства выполнения работы проволоку, с которой специалисты будут вязать каркас, необходимо перед работой нарезать на отдельные куски, длина которых может варьироваться от 80 до 100 мм и связать их в пучки. Не окажется лишним промаркировать подготовленную проволоку по длине и диаметру. Проще всего произвести маркировку посредством погружения кончиков прутков в емкость с соответствующей масляной краски.
Основные приемы вязки арматуры
Вязать арматурные прутья можно по-разному. Но в основном вяжут арматуру в соответствии со следующими принципами:
- кусачки для выполнения работы необходимы с притупленными концами (чтоб проволока не разрывалась в процессе загибания);
- соединять стержни можно, подтягивая их один к другому;
- производить соединение арматурных каркасов проще всего при помощи специальных стоек;
- если для того, чтобы вязать прутья, используется специальный крючок, количество его оборотов должно составлять не менее трех;
- если вязать арматуру неудобно, используют секционное соединение.
Опытные специалисты предпочитают вязать, а не варить арматуру фундамента по следующим причинам:
- прочность арматуры сохраняется на первоначальном уровне;
- сохраняется структура металла;
- сохраняются прочностные показатели металлов;
- сохраняются параметры жесткости материала.
На сегодняшний день в соответствующем секторе рынка можно приобрести специальные пистолеты, при помощи которых вяжут арматурные прутья.
В некоторых случаях прутья арматуры вяжут при помощи арматурных муфт. Но на современном отечественном рынке его используют не слишком часто, хотя зарубежные строители применяют муфты достаточно активно.
Арматура для фундамента: вязать или варить
Ознакомившись в общих чертах с тем, как нужно варить и вязать каркас для фундамента, можно сделать определенные выводы и принять окончательное решение, касающееся способов соединения арматуры. Естественно, каждый из описанных способов имеет свои собственные преимущества и некоторые недостатка. Так, например, сварка отличается высокой скоростью выполнения работы, в то время как вязка представляет собой довольно трудоемкий и затратный во временном отношении процесс. И, тем не менее, именно вязать арматуру рекомендуется в том случае, если речь идет о малоэтажном строительстве.
При возведении больших домов специалисты рекомендуют более пристальное внимание обращать на сварку. Только использовать в этом случае следует прутки более существенного диаметра. С использованием обыкновенной проволоки получить соединение, которое в итоге окажется непригодным.
Следует при этом помнить о том, что сварку арматуры фундамента нельзя использовать в том случае, если строительство ведется на сложных грунтах. Прежде всего, использование этого метода полностью исключается, если работы ведутся в условиях болотистой местности. Это связано с тем, что усадка фундамента на проблемной почве занимает существенный период времени, и сваренные между собой прутья могут элементарно не выдержать тех нагрузок, которым будут подвергаться.
Выводы
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать следующие выводы в пользу каждого из способов соединения.
Основными плюсами сварки являются:
- высокая скорость выполнения работы;
- достаточно высокая жесткость соединения;
- допустимость использования при большом сечении прутьев.
Из недостатков способа можно назвать следующие моменты:
- высокая вероятность прожигания металла;
- невозможность использования метода при использовании прутьев небольшого сечения;
- возникновение внутренних напряжений.
Что касается метода связывания прутьев для арматуры, здесь могут быть названы следующие моменты.
- простая процедура связывания;
- отсутствие необходимости в наличии специального оборудования (сварочного аппарата) и специалиста (сварщика). что особенно важно в сфере малоэтажного строительства;
- возможность соединения между собой арматурных стержней с относительно малым диаметром;
- отсутствие в местах соединения концентрации напряжения.
Из недостатков метода связывания можно назвать:
- сложность в достижении необходимых параметров жесткости каркаса арматоры;
- определенные трудности в процессе обвязки толстых прутьев.
Таким образом, получается (и действующий СНИП это подтверждает), что при строительстве многоэтажных и тяжеловесных зданий и сооружений каркасы оказывается более предпочтительно варить. Использовать при этом в обязательном порядке следует особые виды арматуры диаметром выше 3 мм. Работы в обязательном порядке должны выполняться опытными и квалифицированными специалистами, опыт которых достаточен для того, чтобы не допустить пережигания мест соприкосновения.
В сфере частного строительства допускается применять скрутку или вязку арматурных прутьев. Конструкция получается достаточно прочная. К тому же для ее сооружения не требуется участие профессионалов. Все работы могут быть произведены собственными руками.
Зачем вяжут арматуру для фундамента?
Качественная сетка из арматуры позволяет сохранить определенную геометрическую форму фундамента при заливке бетоном. Варить ее не рекомендуют из-за нарушений кристаллов железа. Вне зависимости от того, насколько масштабную постройку вы будете возводить, арматура для фундамента является неотъемлемым элементом. Сейчас известно много способов, как вязать арматуру для фундамента. Сделать это можно самостоятельно.
Несколько слов об особенностях ленточного фундамента
Должное внимание при строительстве необходимо обратить на фундамент. Надежное основание сможет выдержать огромный вес будущей постройки, поэтому нужно усиление его арматурой. Ленточный фундамент закладывают по периметру постройки. Такое основание можно выбрать для любого типа строения.
Ленточный фундамент при строительстве дома
Существует четыре основных вида кладки фундамента (основания, основы):
- трапецеидальная;
- подушка;
- ступенчатая;
- прямоугольная.
Оптимальный вариант – трапецеидальная форма, так как она лучше выдерживает огромную нагрузку на основание. Нужно точно рассчитать наклон боковой грани к вертикали. Для фундамента из камня, кирпича он должен быть не больше 30°. Если основа из бетона, то угол не должен превышать 45°.
Какую арматуру используют для вязки каркаса
Существует два основных типа арматуры – металлическая и композитная. Диаметр – основной показатель, определяющий ее марку. Чем толще прутья, тем большую нагрузку они могут выдержать. Диаметр рассчитывают на этапе проектирования, при этом учитывается масса будущей постройки, а также пучинистость почвы.
При строительстве здания из бетона, кирпича, отличающегося массивностью, требуется применение толстых прутьев. Они справятся с огромным весом сооружения. Запрещается использовать при закладке основания прутья диаметром менее 12 мм – они не выдержат такую нагрузку. При строительстве небольших домиков и гаражей из газо-, пено- и теплоблоков можно использовать не такую толстую арматуру, достаточно прутьев диаметром 12 мм.
Металлическая арматура для фундамента
При строительстве массивных сооружений применяется класс А-3. Прутья этой марки могут сгибаться до 90°. Гораздо реже для закладки оснований используется класс А-2. В холодном состоянии они могут сгибаться до 180°.
Металлическая арматура
Самым распространенным типом трубопроката, применяемым при закладке фундамента, является металлическая арматура. В продаже имеются прутья разных диаметров сечения – от 12 до 40 мм. Они широко применяются в строительстве, в частности, для закладки фундаментов под большие, тяжелые здания.
Стоимость продукции напрямую зависит от ее характеристик, а именно:
- способа проката,
- марки стали,
- поверхности (рифленая или гладкая).
Прутья с рифленой поверхностью имеют более высокую цену. Данный тип имеет ребра жесткости, что позволяет изделиям лучше сцепиться с бетоном.
Металлическая арматура
Композитная арматура
Под композитной арматурой понимают неметаллические стержни из разных материалов, применяемые в строительстве. Для более эффективного сцепления с бетоном поверхность прутьев делают шероховатой или покрывают песком.
Наиболее распространенные типы композитной арматуры:
- углепластиковая;
- базальтопластиковая (АБП);
- стеклопластиковая (АСП).
Соответственно, производят арматуру из материалов: при изготовлении углепластиковой используют углеродные волокна, для выпуска АБП применяют базальтовое волокно, для АСП – стеклянное. Они имеют достаточно много преимуществ: стойкость к коррозии, высокую удельную прочность, экологичность.
Схемы распределения арматуры в конструкции каркаса ленточного фундамента
Оптимальной считается схема, где в ленточном фундаменте при поперечном сечении арматура будет представлять прямоугольник. На основание действует сразу две силы: первая – пучение при морозе, вторая – давление дома. Какую арматуру используют для ленточного фундамента для компенсации этих двух сил?
Композитная арматура
Материал здесь не играет главной роли. Чтобы скомпенсировать влияние этих двух сил, устанавливают два пояса арматуры. Первый располагается сверху, второй – снизу. Если фундамент закладывают неглубоко (до 1 метра), то этого вполне достаточно. Для основания, которое закладывается глубже, необходим третий пояс арматуры. Большой высоте нужно усиление.
Применяются четыре основные схемы вязки арматуры для ленточного фундамента. Вне зависимости от выбранного метода, в первую очередь необходимо сделать крючок из проволоки, диаметр которой должен составлять 3–4 мм. Вязать арматуру проволокой можно самостоятельно.
Проволока для вязки арматурного каркаса
Наиболее надежный способ вязки арматурного каркаса – с использованием проволоки. Менее удачной альтернативой считается применение сварочного аппарата. Обвязка каркаса арматуры основания может проводиться с помощью обычной металлической проволоки или проволоки, обработанной методом обжига. Второй вариант предпочтительней – термически закаленная проволока становится более гибкой и прочной.
Проволока для вязки арматурного каркаса
Калькулятор расчета количества проволоки для вязки арматурного каркаса ленточного фундамента
Мало знать, как вязать правильно арматуру, нужно еще провести расчет. Для этого необходимо учесть следующие показатели:
- отступы между хомутами;
- количество прутьев продольного армирования;
- длина основания;
- удвоенное уплотнение углов.
Современный калькулятор, которым вы сможете воспользоваться в режиме онлайн, позволит вам не только определить количество проволоки для вязки каркаса под фундамент, но и рассчитает приблизительное количество мест для соединения.
Инструменты для вязки арматурных прутьев
Надежный каркас – важный элемент фундамента и постройки в целом. Чтобы его усилить, необходимо использовать определенные инструменты. В зависимости от выбора метода – ручного или автоматического, выбирают и применяют специальные приборы.
К таким инструментам относят:
- ручной или полуавтоматический крючок;
- автоматический пистолет.
При помощи этих инструментов можно провести вязку арматуры под ленточный фундамент. Автоматический пистолет применяется в профессиональном строительстве, так как его стоимость достаточно высокая. Для возведения одного здания покупка данного прибора считается нецелесообразной. Для самостоятельной работы подойдет обычный крючок для вязки арматуры.
Приемы вязки арматуры
На данный момент существует четыре основных приема. Наиболее удобный и быстрый способ – взять проволоку, сложить вдвое и провести под определенным участком каркаса. Вооружившись крючком, продеть проволоку в петлю, ее свободный конец подтянуть и накинуть на крючок, при этом проволоку нужно немного сгибать. Скручиваем концы, после нескольких оборотов (3–5) прекращаем манипуляцию, извлекая крючок.
Следующий прием похож на предыдущий способ вязки. Главное отличие – в образовании О-образной петли. После того, как проволока скручена надежно, крючок вынимается.
Алгоритм третьей схемы вязки арматуры для ленточного фундамента:
- заводим проволоку под прутья;
- вводим крючок в петлю и поддеваем конец проволоки;
- загибаем ее назад и тянем на себя;
- прокручиваем несколько раз.
По словам специалистов, это наиболее удобный прием для новичков.
Существует еще один способ вязания арматуры для фундамента. Как обычно, нужно сложить проволоку вдвое и завести под прутья. После этого прижмите ее к стержню, а концы сгибайте на себя. Вставьте крючок и сделайте несколько оборотов.
Использование дополнительных деталей для пространственной фиксации арматуры
При вязке каркаса необходимо использовать дополнительные элементы. К таким относят «лягушки», U- и L-образные элементы, хомуты, крепежные детали. Они позволяют фиксировать арматуру, ее углы.
Стоит сказать несколько слов о хомутах. Это гнутые изделия в виде прямоугольника. Делают их из стержней с гладкой или рифленой поверхностью. Хомуты используют для распределения нагрузки.
Вязка стеклопластиковой арматуры
Для обвязки стеклопластиковой арматуры используют проволоку или специальные пластиковые хомуты. Первый способ ничем не отличается от вязки стандартного каркаса (металлического). Хомуты – прекрасный выбор для тех, кто впервые взялся за вязку арматуры. Стоимость изделий не намного выше обычной проволоки. Для армирования также используется крючок или пистолет.
Вязка стеклопластиковой арматуры
Рекомендации
Как армировать газобетонную кладку, чтобы не появились трещины? Для этого необходимо правильно выбрать плотность и прочность арматуры. Также сам процесс армирования должен быть выполнен с соблюдением всех требований.
Армирование кирпичных стен делится на три вида:
- Продольное.
- Поперечное.
- Вертикальное.
Правильное армирование стен и углов позволит вам максимально укрепить вашу конструкцию.
Армирование ростверка выполняется строго по проекту. Несмотря на то, что он похож на ленточный фундамент, технология укладки значительно отличается.
Арматура из стекловолокна достаточно прочная, легкая, практически не подвергается коррозии. Однако она имеет существенные недостатки, среди которых – низкие показатели упругости и термостойкости, снижение прочности со временем, неустойчивость к щелочам.
Многие задаются вопросом: а нужна ли сетка для стяжки пола? Да, нужна. Она позволяет сделать пол ровным и более прочным.
Муфтовое соединение арматуры – еще один вид, с которым вы можете столкнуться. Это – отдельный способ соединения стержней. Он бывает обжимным и резьбовым. Такое соединение позволяет противостоять нагрузкам на основание.
Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов
Как известно, строительный бетон хорошо выдерживает нагрузки на сжатие. При этом его разрывают растягивающие усилия, не превышающие даже десятой доли максимальных сжимающих сил.
Именно поэтому для повышения прочности бетона к растягивающим и изгибающим воздействиям применяют стальные сетки и армокаркасы — связанные двойные сетки, отстоящие друг от друга не менее, чем на 150 мм.
Возможно Вам нужно:
Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (1300 вязок)
Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (130 вязок)
Крюк вязальный
Армирующие элементы собирают из рифлёной стальной арматуры. Чаще всего для этого используют арматуру классов А II и AIII. Соединение её элементов в пространственный арматурный каркас производят двумя способами — электрической сваркой или вязальной проволокой.
Несмотря на то, что сварка позволяет сварить каркас быстрее, чем это можно сделать вязкой, чаще применяют второй метод. Причин этому много:
- Электросварка нарушает кристаллическую решётку металла, в этих местах он менее прочен, и возникающие напряжения при становлении бетона разрывают часть сварных соединений. Итог — железобетон ослабляется.
- Сварная конструкция является более жёсткой в сравнении с вязаной, подвижки арматуры при виброуплотнении и застывании бетона (приспосабливаемость под изменяющиеся нагрузки) здесь невозможны. Поэтому часть порывов происходит и по причине жёсткости армокаркаса.
- Трудоёмкость сварки меньше, но более высокая оплата труда квалифицированного сварщика, аренда сварочной техники и значительный расход электроэнергии делают затраты на сварку более высокими по сравнению с вязкой.
- Для сварки арматуры можно использовать только специальную, имеющую в маркировке букву «С». Поиск её добавляет забот организаторам строительства.
- При наличии в бетонной конструкции влаги корродируют в первую очередь места сварки. Образующаяся ржавчина своим объёмом разрывает бетон, ещё больше обнажая арматуру для усиления коррозии. Примером могут быть старые бетонные столбы, полностью разрушенные ржавчиной сварных каркасов внутри них.
- Сваркой можно соединять арматуру толщиной не более 20 мм.
Чем вяжут арматуру?
Описанные недостатки электросварного армокаркаса не позволяют применять эту технологию в ответственных сооружениях. Основной технологией изготовления армирующего каркаса в таких объектах является вязка арматуры. Её осуществляют специально изготавливаемой проволокой из низкоуглеродных сталей Ст0, Ст1, Ст2, Ст3. Содержание углерода в ней — не более 0,25 %.
Основные требования, предъявляемыми к вязальной проволоке, — прочность и пластичность. Первая обеспечивается составом стали, применяемой для её изготовления. Параметром является временное сопротивление разрыву. Для термически обработанной проволоки (для вязки применяется только такая) его величина должна составлять 30-50 кгс/мм².
Пластичность вязальной проволоке придаёт термообработка. Она состоит в нагреве материала до 400-500 ºС (разные технологии), выдержки и охлаждения на воздухе. При этом происходят процессы гомогенизации, рекристаллизации, отдыха металла. Результат:
- снижение твёрдости;
- снятие внутренних напряжений;
- улучшение структуры и однородности;
- существенное повышение пластичности.
Проволоку, подготовленную таким образом, можно многократно изгибать, скручивать, натягивать. Она становится мягкой, хорошо и без образования петельных пустот обхватывает стягиваемые детали.
Вязальная проволока выпускается как без покрытия, так и с цинковым покрытием. Если она отжигается в шахтной печи в воздушной атмосфере, то получается чёрной, поскольку покрыта образовавшимися окислами. Отжиг в колпаковой печи в атмосферах азота, аргона и других инертных газов даёт светлый цвет.
Проволока с покрытием цинком используется в бетонах с высокой вероятностью проникновения влаги в структуру, например, в фундаментах.
Какая вязальная проволока нужна для арматуры?
Вязальная проволока выпускается по ГОСТ 3282-74. Диаметры вязальной проволоки без покрытия — от 0,16 до 10,0 мм. Диапазон толщин проволоки с покрытием меньше — от 0,2 до 6,0 мм. Для вязки наиболее часто применяемой арматуры используется ещё меньше типоразмеров проволоки:
- для арматуры толщиной до 12 мм — проволока диаметром 1,2 мм;
- при толщине арматуры 12-16 мм — 1,3-1,4 мм;
- арматуру 16-18 мм вяжут проволокой 1,6 мм;
- арматуру толще 18 мм — проволокой 2,0 мм.
Эти толщины носят рекомендательный характер, они могут быть изменены. Диаметр проволоки выбирают так, чтобы она не рвалась при использовании выбранного метода скручивания и была удобна в работе.
Как выбрать вязальную проволоку?
Проволока вязальная любого типоразмера обладает конструктивными и физическими параметрами. Правильно выбрать по ним нужный вариант — задача технического руководителя работ. Материал должен быть прочным настолько, чтобы обеспечивать надёжное крепление выбранным способом вязки и не рваться.
Сначала стоит определиться с толщиной проволоки по диаметрам используемой для каркаса арматуры, а затем с её количеством, необходимым для выполнения всей работы. В зависимости от того, что является более важным (коррозионная стойкость, чистота рук или цена), выбирают проволоку оцинкованную, светлую или чёрную.
Выбирать проволоку по маркировке нужно следующим образом. В обозначении «Проволока 1,2–О–Ч ГОСТ 3282—74» буква О — обработанная термически (как раз для вязки), буква Ч — чёрная, 1,2 — диаметр в мм. Проволока светлая, обработанная термически, повышенной прочности будет маркироваться так: «Проволока 1,4–П–О–С ГОСТ 3282—74». Цинковое покрытие обозначается в маркировке дополнительной буквой «Ц».
Как рассчитать вязальную проволоку?
Проволока вязальная продаётся на вес. Как рассчитать, сколько её купить в килограммах? Для этого нужно использовать таблицу соответствия веса длине. В одном кг указанного ниже диаметра в мм содержится проволоки в метрах:
- 1,0 — 162;
- 1,2 — 113;
- 1,4 — 83;
- 1,6 — 65;
- 1,8 — 50;
- 2,0 — 41.
Теперь рассчитать расход проволоки можно по плану изготовления армокаркаса, в котором указано число вязок. Его нужно умножить на длину материала в одной нарезке на соединение, которую определяем опытным путём. По общей длине определяем массу проволоки и её цену.
Как правильно вязать арматуру крючком?
Методик, способов и ответов на вопрос, как вязать арматуру вязальной проволокой, довольно много. Применяются и автоматические устройства, и электроинструменты, и механизированная оснастка, и ручной инструмент, и домашние самоделки.
Одним из наиболее распространённых способов соединения арматуры является вязка крючком. Выполняется он недорогим инструментом — вязальным крючком, который можно сделать и самому, но лучше пользоваться промышленным.
Инструмент состоит из полиамидной цилиндрической ручки, через ось которой пропущено тело самого стального крюка, он свободно вращается в ручке. Конец крючка отогнут по отношению к оси ручки примерно на 80 º, а сама ось вращения зева смещена от оси ручки на 4-10 см (конструкции разнятся). Научиться пользоваться инструментом правильно можно за несколько проведенных вязок, навыки приобретаются уже к концу первого рабочего дня.
- Для выполнения вязки проволочную заготовку длиной от 25 до 50 см.
- Её складывают вдвое, петлевой конец продевают под соединяемыми стержнями, выводят наверх и надевают на крючок.
- Другой двойной конец укладывают в зев крючка.
- Затем ручкой производят несколько круговых движений, при этом петлевой и концевой выводы скручиваются и стягивают оба стержня.
Чтобы не разорвать соединение, нужно вовремя остановиться. Критерий один — соединение должно быть плотным без разрыва проволоки. Конусная заточка крюка нужна для облегчения демонтажа инструмента из уже затянутой петли.
Получил распространение и автоматический метод вязки крючком. Он состоит из стержня с винтовой насечкой, на одном конце которого находится крючок. Стержень двигается внутри винтовой пластиковой обоймы с вращением. Если крючком зацепить, как описано выше, проволоку и потянуть на себя обойму, то стержень с крючком будут вращаться, выполняя вязку. Обойма реверсивная — если её отпустить, то она возвращается в исходное положение. Автоматическим крючком вязать арматуру можно быстрее, чем вязальным крючком, но стоит он дороже.
Помощь шуруповерта или клещей
Вязальный крючок без ручки можно использовать с шуруповёртом. Ось крючка зажимают в губках головки, зацепляют проволоку и медленным разгоном вращают его. Чтобы вязка не рвалась, нужно отрегулировать уровень отсечки вращения, которым снабжён шуруповёрт.
Большое распространение в сфере строителей-арматурщиков получил метод вязки арматуры с помощью клещей. Некоторые добиваются поразительных успехов, опережая по темпам работ опытных «крючковиков».
Соединение клещами претендует на самый экономный расход проволоки. Заготовки здесь обычно не делают — не тратят на это время. Проволоку берут прямо из небольшой бухты. Технология похожа на «крючковую»: на конце проволоки загибают петлю, заводят её под арматурное соединение, оба конца зажимают губками клещей, вращают их на 2-3 оборота и откусывают проволоку. Клещи заточены так, что ими можно и надёжно удерживать проволоку при её вращении, и обрезать конец по завершении операции.
Пользуются спросом и так называемые «суперклещи». Это тоже клещи, имеющие на одной ручке винтовую насечку и обойму, передвигающуюся по ней. Вращать их вручную не требуется. Достаточно потянуть обойму на себя, чтобы суперклещи начали вращаться вокруг ручки с обоймой, как в автоматическом крючке. После окончания затяжки проволоку отрезают как обычными клещами.
Существуют и другие инструменты и технологии вязки арматуры вязальной проволокой. Так, на больших строительных площадках применяют вязальный пистолет. Он не требует никакой квалификации работника, при поднесении его жала к месту соединения аппарат за 1-2 секунды выполняет вязку. Недостатками этого устройства является высокая цена (примерно 30 тысяч рублей) и не вполне устраивающая специалистов сила сжатия соединяемых стержней. Эта причина заставляет организаторов стройки использовать аппарат только для обеспечения начальной устойчивости каркаса, а последующие соединения выполнять вязкой крючками или клещами.
При малых объёмах работ вязку производят вообще подручным инструментом. В качестве такого используют в лучшем случае переточенную и загнутую отвертку, в худшем — самодельный крючок, изготовленный из гвоздя или стержня сварочного электрода с отбитой обмазкой.
Плюсы и минусы соединения методом вязки
- Процесс вязки является менее затратным, чем сварка арматуры.
- Не требует квалифицированного сварщика, аппаратуры, значительного расхода электроэнергии, особенно, когда на участке её ещё нет.
- На подготовку опытного вязальщика арматуры требуется всего один день.
- Технология вязки оставляет каркасу некоторую свободу подвижек при заливке бетона и обработке его вибраторами. При этом арматурные стержни занимают такие положения, при которых значительные механические напряжения, грозящие порывами, отсутствуют.
- Некачественная обвязка, за выполнением которой не проследил технический руководитель работ, может дать слишком большую свободу стержням. При этом геометрические параметры каркаса могут при заливке искажаться вплоть до выхода арматуры на поверхность, что недопустимо.
Заключение
Вязка арматуры проволокой — ответственная работа. От её качества зависит надёжность дорогостоящих бетонных сооружений. При подготовке нужно внимательно изучать тему, приобретать вязальную проволоку только у проверенных поставщиков, тщательно контролировать выполнение всех операций.
Как можно вязать арматуру?
Заливка качественного фундамента не может быть произведена без арматурной сетки. Именно она отвечает за хорошую сцепку и твердое основание. Для получения сетки недостаточно одного прута, который будет изогнут под различными углами. Для армирования понадобится немало материалов, которые необходимо рассчитать и соединить правильно.
Лучше связать или варить?
Существует несколько способов вязки арматурного каркаса. Чаще всего для этого используется проволока, хомуты или сварка. Все методы, конечно, имеют свои плюсы и минусы. В каждом конкретном случае рекомендуется использовать наиболее подходящий метод.
Сварка, как способ соединения арматуры, применяется довольно давно. Обычно, им пользуются, если надо сделать очень прочное основание, например, для многоэтажного строения. Среди преимуществ метода стоит отметить высокую скорость и простоту при наличии всего необходимого. Однако надо учесть все нюансы данного метода.
Для качественной сварки важно наличие опыта и хороший сварочный аппарат. Не все мастера, которые задумали строить самостоятельно, умеют пользоваться сваркой. Конечно, можно прибегнуть к помощи опытного сварщика с качественным оборудованием. Однако это потребует дополнительных расходов, что не всегда уместно при масштабной стройке.
Армирующий каркас в ходе сварки получается ненадежным. Это обусловлено тем, что металл греется до температуры, при которой структура стали в зоне разогрева нарушается. А также важно учитывать, что соединение сваркой плохо переносит изгибы. Материал может начать деформироваться еще на стадии уплотнения, когда используется вибратор. В итоге каркас частично теряет жесткость.
Вязать арматуру проволокой довольно просто, и нет необходимости в наличии определенного оборудования. А также не важны определенные навыки. Начинающим строителям этот метод нравится тем, что если возникла ошибка, то ее легко устранить.
Стоит отметить, что армирование можно делать сразу в опалубке. Среди плюсов также выделяется минимальная стоимость работ.
Что касается недостатков метода вязки проволокой, то среди основных следует отметить шаткость получающейся конструкции. В том случае, если каркас из арматуры собирается за пределами опалубки, то при его монтаже надо будет действовать максимально осторожно.
Специалисты рекомендуют останавливать свой выбор на вязании арматуры, а не на сварке. При этом предпочтение стоит отдать проволоке, а не пластиковым хомутам. Это обусловлено тем, что последние не всегда бывают хорошего качества и быстро рвутся.
Инструменты и материалы
Прежде чем приступать к вязке арматуры, необходимо правильно подобрать все необходимые материалы и инструменты. Армирующий каркас состоит из прутьев, собранных в единую конструкцию. Пруты могут быть из различных материалов и отличаться по профилю. Как правило, сетка состоит из горизонтальных прутьев (рабочей арматуры) и вертикальных или поперечных хомутов.
Чаще всего пруты выбирают стальные. Данный материал хорош тем, что делится на 6 классов по прочности. Сталь можно гнуть, а также варить. Используются и композитные прутья, в состав которых входят арамидные, стеклянные, базальтовые или углеродные волокна.
Наряду с такими их преимуществами, как устойчивость к коррозии, малый вес и невысокая стоимость, есть и существенные недостатки в виде несгибаемости и невозможности сварки.
Для арматуры можно использовать варианты и с гладким, и с периодическим профилем. Первый тип чаще используется для создания перемычек с целью соединения. Рельефная поверхность второго типа обеспечивает хорошее сцепление арматуры с бетоном, что применяется для поясов.
При выборе сечения профиля арматуры важно учитывать тип постройки. Так, для небольших строений хозяйственного назначения используется сечение от 10 до 14 миллиметров, а для жилых зданий – от 12 до 18 миллиметров.
В любом армирующем каркасе горизонтальные пруты должны быть уложены с нахлестом, а затем связаны с вертикальными отрезками. На один армирующий пояс может уходить от двух до четырех прутов. Если фундамент заглублен мелко, то количество слоев составляет два, а если глубоко, то три. При этом расстояние между ними должно быть от 0,3 метра.
Поперечные хомуты необходимы, чтобы соединять и поддерживать верхние, а также нижние уровни. Они ложатся с шагом 0,4-0,9 метра. За счет того что на них нагрузка небольшая, можно пользоваться профилем с сечением от 6 до 12 миллиметров.
Каркас должен быть полностью погружен в бетон, чтобы не подвергнуться воздействию коррозии. При этом от дна траншеи его должно отделять расстояние в 4-5 сантиметров. С этой целью можно воспользоваться специальными подставками, обломками кирпичей, небольшими камнями. От опалубки армирование должно располагаться на удалении 6-8 сантиметров.
Важно правильно подобрать проволоку для арматуры, так как она влияет на качество и срок службы каркаса. А также от нее зависит, насколько быстро будет идти процесс вязки. Материал для вязания каркаса может быть как алюминиевый, так и медный. Как правило, есть определенный ГОСТ и требования СНиП к проволоке, которая необходима для арматуры.
Сечение 1,2 миллиметра используется, если диаметр арматурных прутьев не превышает 1,2 сантиметра.
Толщину в 1,6 миллиметра следует выбирать, если диаметр прута варьируется от 1,6 до 1,8 сантиметра.
Проволока 2 миллиметра, а также сдвоенная, используется для арматуры диаметром свыше 1,8 сантиметра.
По мнению опытных строителей, удобнее всего использовать проволоку с наименьшим диаметром (1,2 мм). Это обусловлено тем, что ее можно просто вязать ручным крючком. Однако, если выбирать сечение в один миллиметр, то можно получить чрезмерно слабый узел. В таком случае проволоку рекомендуется сдваивать. Что касается диаметра проволоки в 2 миллиметра и более, то это может усложнить работу.
Из инструментов профессионалы советуют использовать специальные. Применение подручных средств не позволяет сделать каркас надежным, а фундамент достаточно крепким. Чаще всего для вязки арматурной сетки используют специальный крючок, клещи или плоскогубцы, шуруповёрт, вязальный станок (пистолет).
Способы
Вязать арматуру правильно можно как вручную, так и используя различные инструменты. Каждый из них отличается своими плюсами и недостатками. Их стоит учитывать, прежде чем ознакомиться с определенной технологией.
Ручной
Способ предполагает использование вязального крючка. Данный инструмент напоминает своим видом гвоздь, который изогнут, и вместо шляпы у него рукоять. Последняя может быть как деревянной, так и пластмассовой. Такой инструмент эффективен, но он не слишком ускоряет работу. Во многом процесс вязки своими руками замедляют длинные хвосты проволоки, которые остаются после крючка.
Воспользоваться таким приспособлением можно даже без опыта. Навыки вязки крючком приобретаются быстро. Стоит учесть, что арматура, связанная вручную, получается недостаточно жесткая. Решить данную проблему можно, если вязать каркас прямо в опалубке, чтобы он не расшатывался при переноске.
Хомуты из пластика
Такой метод вязки не нуждается в предварительном обучении. Однако при этом придется потратиться на пластиковые хомуты. Их стоимость выше, чем проволоки. А также стоит учитывать, что, если крепление было выполнено неверно, исправить это уже невозможно. Арматурный каркас, собранный на хомутах, категорически запрещено перемещать.
Стоит учесть, что такой метод сцепки совершенно не выносит отрицательные температуры. Однако хомуты существенно ускоряют работу. Если материал качественный, то способен надежно зафиксировать арматуру.
Клещи
Данный инструмент подходит как для вязки арматурных прутьев, так и для убирания лишней проволоки, когда узел уже готов. Скорость работы клещами сопоставима со скоростью работы специальным крючком. Стоит отметить, что при этом наблюдается существенная экономия вязального материала. Это обусловлено тем, что его можно использовать целой бухтой, а не нарезать на куски заранее. Вязка клещами позволяет не делать петли, и работать в одну проволоку.
Шуруповёрт
Приспособление для арматуры придется несколько модернизировать для ускорения процесса и его автоматизации. Для этого используется насадка в виде самодельного крючка. Изготовить такой можно из обычного шиферного гвоздя. Желательно использовать устройство с регулировкой скоростей. Это позволит настроить шуруповёрт, и при наибольшем натяжении проволоки не произойдет обрыва.
По самому принципу вязки метод похож на работу крючком вручную. Однако использование приспособления позволяет ускорить процесс и сэкономить вязальный материал, так как нет необходимости в петлях для крючка. Однако, чтобы пользоваться шуруповёртом, понадобится некоторый опыт. У профессиональных арматурщиков с использованием такого инструмента уходит на одну завязку около трех секунд.
Вязальный пистолет
Этот инструмент является идеальным для вязки арматуры. С ним весь процесс проходит значительно проще и быстрее. Однако стоит учесть немалую стоимость вязального пистолета. Чаще всего данный агрегат применяют на стройке масштабных объектов. Стоимость инструмента начинается от 30 000 рублей, а по внешнему виду он напоминает обычную дрель.
Внутрь такого автоматического пистолета следует вставить рулон проволоки, а затем направить его на место нахлеста и нажать курок. За считаные секунды аппарат сам выполняет вязку. На один узел, как правило, тратится не более двух секунд. Конечно, стоит учитывать, что у пистолета есть и некоторые недостатки.
Возможность подобраться громоздким аппаратом к труднодоступным местам отсутствует.
Если есть необходимость исправить армирование стяжками, то не получится развязать узел с использованием пистолета.
Вязальный пистолет-автомат не подходит для арматурных прутьев большого диаметра.
Нельзя использовать инструмент в дождливую погоду.
В обойму необходимо заправлять проволоку определенной марки и толщины.
Узлы и скрутки
Чаще всего используется самый простой вариант узла. Схема его вязки выглядит следующим образом.
Для соединения прутов между собой следует воспользоваться проволокой длинной от 15 сантиметров.
Сначала ее сгибают пополам, а потом так, чтобы получился крючок.
Проволоку надо просунуть под арматурные пруты, требующие связки.
Дальше необходимо воспользоваться крючком, который вставляется в получившуюся петлю, и зацепить им свободный край вязальной проволоки.
Далее надо выполнить один оборот, придерживая проволоку
После крючок следует натянуть на себя и докрутить до отрыва проволоки.
Быстро сделать так называемый мёртвый узел можно по аналогичной схеме. Отличия только в длине проволоки от 20 сантиметров и в нескольких оборотах вместо одного. Опытные арматурщики отмечают, что для надежной фиксации арматуры в угол хомута необходимо проволоку как можно более плотно прижать и к арматуре, и к углу хомута. Стоит отметить, что хомут не должен шататься, в противном случае нужно сделать дополнительный простой узел.
При армировании сложных элементов следует «мёртвый» узел совмещать с несколькими простыми.
Нюансы вязки в разных случаях
Правильно вязать арматуру можно, если заранее сделать расчет всех параметров, учитывая будущую нагрузку. Каждый вид фундамента подразумевает соблюдение определенных правил при вязке арматуры. Так, столбчатый фундамент предполагает, что перед заливкой внутрь столбов будет помещена арматура.
Обвязка каркаса в данном случае делается из 4 или 6 прутов. Для свай используются вертикальные стержни в виде арматуры с сечением 12 миллиметров. Что касается поперечных прутьев, то они могут быть более тонкими и гладкими. Стоит подчеркнуть, что не стоит под небольшой деревянный дом со свайным фундаментом использовать армирующий каркас, сваренный из вертикальных прутьев и обручей (по типу бочки). Такой вариант вязки получается довольно ненадежным.
Для монолитной плиты
Монолитный фундамент встречается довольно часто и требует обязательной арматурной сетки. Она делает бетон более крепким и позволяет плитам выдерживать повышенные нагрузки. Вязка арматуры монолитного перекрытия состоит из следующих шагов.
Нижние прутья арматуры следует уложить в виде креста. Здесь основным правилом является выдерживание размера ячейки 30 на 30 сантиметров. Его нельзя превышать, чтобы не уменьшить прочность плиты.
Для соединения прутьев используются проволока из стали и стандартные узлы. Можно воспользоваться специальными инструментами, которые несколько упрощают задачу.
Арматура на нижнем уровне монолитной плиты должна быть длиннее, чтобы ее можно было сформировать в виде буквы «П». Это позволит вывести нижние прутья на верхний уровень фундамента.
На верхнем уровне плиты прутья арматуры также надо уложить друг на друга и соединить при помощи стальной проволоки или хомутов из пластика.
Арматурную конструкцию монолитного фундамента от земли должны отделять не менее 4 сантиметров. Для этого можно воспользоваться специальными подставками, которые продаются в строймагазинах.
Верхний уровень арматуры в перекрытии надо установить на специальные подставки из прутьев, согнутые в виде зигзага. Их оставляют в основной конструкции даже при заливке бетона.
Для ленточного фундамента
Ленточный фундамент отличается практичностью и меньшими затратами по сравнению с монолитной заливкой.
Однако на такой вид основания осуществляется большая нагрузка от строения, поэтому важно, чтобы армирующий каркас был правильным и надежным.
Прутья в армировании ленточного фундамента укладываются по следующим схемам.
Четыре прута укладываются в том случае, если фундамент по ширине достигает 50 сантиметров. При этом два из них ложатся в основание фундамента, а два – сверху.
Система из 6 прутьев используется при ширине фундамента, превышающей полметра. В этом случае стержень необходимо положить между двумя основными. А также надо уложить на углах гнутые пруты так, чтобы их концы выступали на 0,4 метра и более. Что касается узлов соединения арматуры, то между ними желательно выдерживать расстояние, не превышающее нормы в 60 диаметров прута.
К примеру, при использовании арматуры с диаметром 12 миллиметров, обвязку следует делать с интервалом 72 сантиметра и чаще.
Для ленточного фундамента правильно, если вязка арматуры выполняется по типу «клеточки». В данном случае ряды следует закреплять при помощи проволоки под углом 90 градусов. Вязальная схема будет выглядеть следующим образом.
Для прутьев с сечением от 8 миллиметров надо отрезать проволоку длиной 0,25 метра.
После этого проволоку следует согнуть пополам и завести под место соприкосновения стержней. При этом ее надо размещать по диагонали.
Далее крючком необходимо подцепить петлю (место, в котором сгибается проволока), а другой конец проволоки обвести над местом пересечения стержней и уложить над крючком.
Затем крючок следует вращать вокруг конца проволоки, пока не получится скрутка из 3-4-х оборотов.
После этого крючок надо извлечь, а концы проволоки отогнуть внутрь конструкции.